Компью А рт
Софья Скрылина преподаватель учебного центра «Арт» (г.Санкт-Петербург)
Многим известно, что графический редактор Photoshop оставляет огромное количество фильтров, которые позволяют создавать различные художественные эффекты, корректировать и деформировать изображение. Но мало кто знает, что возможности по настройке и редактированию фильтров могут значительно расшириться при использовании смарт-фильтров.
Что такое смарт-фильтры
Когда первый раз встречается название «смартфильтр», то может показаться, что это какието особые фильтры, обладающие особыми свойствами. Но на самом деле всё гораздо проще и не так страшно.
Смартфильтры — это обычные фильтры, которые применяются к смартобъектам. Особенность смартфильра заключается в том, что его результат в любой момент можно отключить точно так же, как отключается просмотр стиля слоя или корректирующего слоя щелчком по пиктограмме глаза . Более того, изменение и настройка смартфильтра возможны после его использования!
Но давайте сначала разберемся, что такое смартобъект и как его создать.
Что такое смарт-объект
Любой смартобъект имеет векторную природу. Смартобъекты можно масштабировать и снова возвращаться к их исходному размеру, не ухудшая качества, что невозможно в отношении обычных растровых фрагментов изображений. Уменьшение изображения на обычном слое не влияет на его качество, но в случае восстановления первоначального размера изображения его качество ухудшается. В процессе масштабирования смартобъекта Photoshop запоминает первоначальное разрешение и детали изображений, входящих в его состав, поэтому любые изменения размера не сказываются на его качестве.
Слой, на который помещается смартобъект, обозначается значком , подсказывающим, что вы работаете с векторным объектом. Так, на рис. 1 палитра Слои (Layers) содержит два слоя со смартобъектами, один из которых отключен, а на верхний слой внедрен векторный логотип MasterCard.
Рис. 1. Пример документа, содержащего смарт-объекты, и палитра Слои
Откуда взять смарт-объект
Любой векторный объект, внедряемый на слой документа, автоматически преобразуется в смартобъект. Чтобы добавить объект в формате EPS на слой изображения, используется команда Файл (File) → Поместить (Place). Но с помощью этой же команды можно разместить на слое и одновременно преобразовать в смартобъект любое растровое изображение.
Более того, если вы перетянете в окно Photoshop какоенибудь изображение, оно автоматически будет размещено на слое как смартобъект. Только для этого необходимо перетащить изображение не в пустое окно Photoshop, а поверх уже открытого файла. На рис. 2 таким способом на отдельном слое размещается рисунок в формате TIFF.
Рис. 2. Вставка изображения как смарт-объекта на отдельный слой путем перетаскивания пиктограммы файла из окна папки в окно Photoshop
Также для преобразования обычной фотографии в смартобъект можно открыть файл с помощью команды Файл (File) → Открыть как смартобъект (Open As Smart Object) или выполнить команду Преобразовать в смартобъект (Convert to Smart Object) из меню палитры Слои (Layers) или из контекстного меню (рис. 3).
Рис. 3. Преобразование фотографии в смарт-объект с помощью палитры Слои
Как применить смарт-фильтр
Если вы хотите применить смартфильтр к фотографии, предварительно ее надо преобразовать в смартобъект, а потом использовать любой фильтр. Имя каждого примененного смартфильтра отображается в палитре Слои (Layers) под миниатюрой слоймаски, которая по умолчанию создается белого цвета. Так, на рис. 4 к логотипу применено два смартфильтра — Рябь (Ripple) и Зигзаг (ZigZag). Чтобы отредактировать смартфильтр после его использования, просто щелкните дважды в палитре Слои (Layers) по его имени, и вы попадете в окно настроек фильтра.
Несколько смартфильтров, применяемых с использованием галереи фильтров, отображаются в палитре Слои (Layers) как один фильтр, строка так и называется — «галерея фильтров» (рис. 5). Двойной щелчок по этой строке вызывает диалоговое окно галереи, в котором вы сможете настроить или применить к смартобъекту другие фильтры.
Рис. 4. Отображение смарт-фильтров в палитре Слои
Рис. 5. К смарт-объекту применено два фильтра — Ксерокопия и Почтовая бумага — с использованием галереи фильтров, а отображаются они в виде одного объекта
Однако к смартобъекту могут быть применимы не все фильтры. К ним относятся, например, такие фильтры, как Пластика (Liquify), Исправление перспективы (Vanishing Point) и некоторые фильтры размытия.
Ограничение действия смарт-фильтра и его параметры наложения
При использовании смартфильтров на слой со смартобъектом накладывается маска, которая первоначально закрашена белым цветом, поэтому смартфильтр применяется ко всему слою. Но действие фильтра можно ограничить, отредактировав слоймаску любыми инструментами рисования: градиентом, заливкой, кистью и т.д. На участках черного цвета действие фильтра будет полностью отменено, а на фрагментах серого цвета фильтр будет использован частично. Так, на рис. 6 действие фильтра Зигзаг (ZigZag) распространяется только на белые и серые участки слоймаски.
Рис. 6. Пример ограничения действия смарт-фильтра Зигзаг
Рис. 7. Изменение параметров наложения смарт-фильтра
После применения смартфильтра к объекту можно изменить параметры наложения фильтра. Для этого дважды щелкните на значок , расположенный справа от имени фильтра. В результате откроется диалоговое окно, в котором вы сможете изменить непрозрачность и режим наложения (рис. 7).
Работая над проектом, не забывайте использовать смартфильтры, которые позволяют применять к фотографии или векторному объекту различные эффекты без изменения оригинального изображения.
Зачем нужен смарт-фильтр в Photoshop
Все пользователи программы Фотошоп обязательно когда-либо применяли к документам фильтры, например такие часто используемые, как «Размытие»(Blur), «Искажение» (Distort), «Усиление резкости» (Sharpen) и т.п., либо фильтры и плагины, установленные извне, типа Akvis Sketch.
В общем-то, по применению самих фильтров вопросов не возникает. Но что делать, если вдруг появилась необходимость сделать изменение какого-либо параметра фильтра, а после применения этого фильтра выполнено уже приличное количество действий? Тут только один вариант, откатываться в палитре История до действия по применению фильтра, удалять это действие и применять фильтр заново, что, несомненно, очень и очень неудобно.
Теперь, если мы используем какой-либо фильтр, например, «Размытие в движении», то он будет показан на палитре слоёв, на иконке слоя справа появится иконка в виде колец, а сам фильтр появится под слоем. Можно отключить действие фильтра, кликнув по иконке глаза, можно изменить его параметры, сделав двойной клик по зоне в середине (показаны на картинке), а также имеется возможность изменить режим наложения с помощью двойного клика по иконке справа:
Также, можно не только отключать видимость действия фильтра, но и удалять его, просто перетащив его на корзину палитры слоёв.
Теперь пробуем изменять параметры фильтра. Дважды кликаем по середине слоя «Размытие по Гауссу» и получаем окно настроек этого самого «Размытия по Гауссу»:
Также, как описывалось выше, мы можем изменить режим наложения слоя, кликнув по иконке справа
А теперь попробуем изменить действие плагина Acvis Scetch, превращающего обычную фотографию в карандашный рисунок. Скачать его можно в соответствующей статье на этом сайте.
С помощью этого плагина, используя настройки по умолчанию, я преобразовал фотку вот в такую:
После применения фильтра в палитре слоёв образовался корректирующий подслой Scetch, дважды кликаю по зоне в середине этого слоя, и, о чудо, открылось окно настроек плагина Acvis Scetch!
Теперь я могу менять настройки, как захочу.
А теперь попробую Дважды кликнуть по иконке . Открывается окно изменения режимов наложения. И, применив режим «Мягкий свет», я получаю очень интересный эффект рисунка, сделанного мелком.
Надеюсь, что статья оказалась полезной для пользователей Adobe Photoshop CS5.
Применение коррекции «Свет / Тень», как смарт-фильтра
Коррекция Photoshop « Тени/Света » помогает осветлить немного темные участки изображения и затемнить светлые, чтобы восстановить скрытые детали на фотографиях со слишком высокой контрастности.
К сожалению, « Тени/Света » – это одна из тех немногих коррекций, которые не доступны в Photoshop в виде корректирующего слоя. Это может навести вас на мысль, что у нас нет другого выбора, кроме как применять эту коррекцию непосредственно к изображению.
К счастью, это не так. Из этой статьи вы узнаете, что существует простой, но действенный прием, с помощью которого вы сможете получить все преимущества корректирующих слоев: применять « Тени/Света » в качестве неразрушающего смарт-фильтра.
Это фото я снял в яркий, солнечный день, поэтому оно страдает от слишком высокой контрастности – слишком темные области тени и излишне светлые участки. Давайте рассмотрим, как мы можем, применив « Тени/Света » в качестве смарт-фильтра, получить те же результаты, что и раньше, но, не внося при этом разрушающих структуру изображения изменений:
Шаг 1: Преобразование изображения в смарт-объект
Когда мы используем « Тени/Света » для статической коррекции ( то есть коррекции, которая применяется непосредственно к пикселям изображения ), первое, что нам нужно сделать, это продублировать изображение и поместить копию в отдельном слое. То есть мы работаем с копией изображения, а исходное фото остается нетронутым. В этом случае мы можем не беспокоиться об этом, потому что мы будем применять « Тени/Света » как смарт-фильтр. А смарт-фильтры — полностью неразрушающая техника.
Для нашей темы важно понимать, что когда мы применяем один из фильтров Photoshop к смарт-объекту, он автоматически становится смарт-фильтром. А одно из основных преимуществ смарт-фильтров перед обычными фильтрами заключается в том, что их параметры остаются полностью редактируемыми. Это дает нам возможность вернуться к ним в любое время и вновь отредактировать. При этом никакие постоянные изменения в изображение не вносятся.
Первое, что мы должны сделать, это преобразовать наше изображение в смарт-объект. Если мы посмотрим на палитру слоев, то увидим, что наше изображение располагается в фоновом слое:
Чтобы преобразовать его в смарт-объект, нажмите на маленькую иконку меню в правом верхнем углу палитры слоев:
Затем выберите из меню пункт « Преобразовать в смарт-объект »:
Визуально в основной области документа ничего с изображением не случилось. Но если мы снова посмотрим в палитру « Слои », то увидим, что в правом нижнем углу миниатюры слоя появился небольшой значок смарт-объекта. Это значит, что слой был преобразован в смарт-объект:
Шаг 2: Выберите корректировку «Свет /Тень»
Преобразовав слой в смарт-объект, мы готовы применить корректировку « Тени/Света », как смарт-фильтр. Но как мы можем применить то, что не является фильтром, в качестве смарт-фильтр?
Как выясняется, коррекция « Тени/Света » особенная. Это одна из двух коррекций изображения ( вторая это тонирование HDR ), которые Photoshop позволяет применять в качестве смарт-фильтра. Чтобы выбрать ее перейдите в меню « Изображение », затем выберите « Коррекция », а затем « Тени/Света ».
Обратите внимание, что все коррекции изображения в списке отображаются серым цветом и недоступны в данный момент — кроме двух ( «Тени/Света» и «тонирование HDR» ):
Шаг 3: Выберите «Показать дополнительные параметры»
У вас на экране должно открыться диалоговое окно « Тени/Света » с установками по умолчанию. Но я не буду подробно останавливаться на всех этих параметрах.
Если в диалоговом окне отображаются только два слайдера по умолчанию ( «Эффект тени» и «Эффект света» ) включите опцию « Дополнительные параметры » ( установив для нее флажок ):
Краткий обзор: «Эффект», «Тон» и «Радиус»
Вот краткий обзор того, как работают три слайдера разделов « Свет » и « Тень »:
« Эффект »: Принцип действия корректировки « Тени/Света » заключается в осветлении темных областей и затемнении светлых, чтобы проявить дополнительные мелкие детали. Параметр « Эффект » задает, насколько будут осветляться темные области ( в разделе «Тени» ) и насколько затемняться светлые ( в разделе «Света» ). Чем дальше вправо вы переместите ползунок, тем интенсивнее будет осветление или затемнение.
« Тон »: В более ранних версиях Photoshop – « Ширина тонового диапазона ». Слайдер « Тон » задает диапазон тонов, которые должны обрабатываться в темных или светлых областях. Только тона, которые попадают в эти диапазоны, будут осветляться или затемняться в соответствии со значением, заданным через « Эффект ». В разделе « Тень », низкие значения « Тона » означают, что осветляться будут только самые темные области.
При увеличении значения параметра диапазон полутонов, которые будут обрабатываться, расширяется. Если значение составит более 50% ( по умолчанию ), то будут осветляться даже и без того яркие тона. Photoshop осветляет темные области, используя постепенный переход, темные тона становятся ярче, чем более светлые тона.
В разделе « Свет » слайдер « Тон » работает точно так же, только в противоположном направлении. Низкие значения параметра означают, что будут затемняться только самые светлые тона. Увеличение значения расширяет диапазон полутонов. А значение « Тона » более 50% означает, что даже темные области изображения будут затемняться. Как и для « Тени », Photoshop затемняет светлые области, используя постепенный переход, и светлые тона становятся даже темнее, чем тона нескорректированных темных участков изображения.
« Радиус »: Параметр « Радиус » определяет, насколько плавно скорректированные области будут смешиваться с неоткорректированными участками изображения. Большее значение « Радиуса » задает плавные и визуально более естественные переходы между областями. Малое значение « Радиуса » задает более резкие переходы и может привести к возникновению ореолов вокруг краев элементов. Как правило, используют более высокое значение « Радиуса ».
Я установил для параметров раздела « Тень » такие значения: « Эффект » — 40%, « Тон » — 50% ( по умолчанию ), « Радиус » — примерно 102 пикселя. При использовании « Тени/Света » как смарт-фильтра на данном этапе нет необходимости точно задавать значения всех параметров.
Мы в любой момент можем вернуться к ним и отредактировать:
Вот как выглядит мое изображение после осветления темных областей:
Применение вложенных смарт-объектов для достижения эффектов мультимаски
Смарт-фильтры, применяемые к одному слою, должны использовать общую маску фильтра. К счастью, существует обходной путь. Он заключается во вложении одного смарт-объекта в другой. А если вас интересуют подробности, то ознакомьтесь со следующими шагами, в которых я применю четыре смарт-фильтра — два из них с масками, два без — чтобы сгладить и увеличить резкость деталей фотографии.
1. Откройте изображение, для которого нужно увеличить резкость
Давайте начнем с фотографии, которая требует увеличения резкости. Я сделал этот снимок с Leica D-Lux 3 из окна своей машины. Когда мы колесили по проселочным дорогам вокруг Шварцвальда в Южной Дакоте, нас вдруг окружили несколько сотен бизонов, преимущественно миролюбивых. И вот этот один, в частности, оказался достаточно близко от меня, я даже мог его коснуться.
Изображение получилось достаточно мягкое, с узором шума из поперечных полос и с блуждающими цветами. Если бы я просто увеличил его резкость, я бы проявил не только красивые детали, но и некачественные. К счастью, смарт-объекты позволяют сделать это более избирательно, хотя и немного дольше и сложнее:
2. Преобразуйте слой в смарт-объект
Photoshop содержит несколько команд, которые преобразуют изображение в смарт-объект. Но самый удобный способ, это нажать маленькую иконку в правом верхнем углу панели слоев и выбрать пункт « Преобразовать в смарт-объект ». ( Это также работает для изображений, состоящих из нескольких слоев ). Идем дальше и переименуем новый слой во что-то понятное, например « Бизон «.
Теперь наше преобразованное и переименованное изображение готово к тому, чтобы применить к нему смарт-фильтры:
3. Примените фильтр «Умная резкость»
Полезный совет : Удалите пустую маску фильтра, потому что она просто занимает много места. Когда вам потребуется маска, ее проще создать по ходу, как вы скоро увидите:
4. Гладкие цвета с помощью медианы
5. Ищем лучший канал для использования маски
Сглаживание отлично справляется с причудливыми ( и неряшливыми ) цветами самого бизона, но оно также устраняет любой намек на богатство цветов фона. Что нам нужно, так это маска для фильтра, которая позволит обрабатывать цвета бизона, но в тоже время защитит траву и другие элементы фона.
Щелкнете по значку глаза в панели слоев напротив надписи « Смарт-фильтры », чтобы восстановить первоначальное изображение, для которого мы должны будем создать маску. Перейдите на вкладку « Каналы » и перепробуйте различные каналы, чтобы найти тот, который лучше всего определяет контраст между передним планом и фоном. Для большинства снимков людей и млекопитающих это будет красный:
6. Повысьте контрастность в канале
7. Загрузите маску в качестве выделения
Если есть некоторое время, вы можете доработать маску с помощью инструментов « Осветление » и « Затемнение ». Но эта быстрая и не слишком точная маска нормально выделит участки перехода цветов и детали шерсти бизона, что как раз нам и нужно. Чтобы загрузить маску, нажмите клавишу Ctrl и миниатюру маски в панели каналов. Теперь мы готовы применить маску к фильтрам:
8. Откройте оптимизированное изображение
Нажмите на миниатюру RGB в панели каналов, чтобы вернуться к цветам изображения. Затем перейдите на вкладку « Слои », чтобы вернуться в панель слоев. Снова нажмите на значок глаза перед надписью « Смарт-фильтры ». Затем кликните, удерживая клавишу Control ( PC: кликните правой кнопкой мыши ) на надписи « Смарт-фильтры » и выберите « Добавить маску фильтра ». Photoshop ограничит действие « Медианы » и « Умной резкости » только областью фигуры бизона и заблокирует от воздействия область прерий на фоне:
9. Удалите неиспользуемые каналы
Одна из самых полезных особенностей смарт-объектов заключается в том, что они позволяют эффективно использовать ресурсы с помощью оптимизации размера файла. Это конкретное изображение имело размер 15,4 Мб, и после применения двух неразрушающих смарт-фильтров мы имеем те же 15,4 Мб. И только когда вы начинаете добавлять маски, размер файла раздувается.
У нас есть две маски, один альфа-канал и еще одна маска фильтра, так что размер файла увеличился до 25,7 Мб. Две из наших масок идентичны, так что нет никаких причин оставлять их обе. Перейдите в панель « Каналы » и перетащите маску канала ( не выделенный курсивом элемент маски фильтра ) в корзину. Размер файла уменьшится до 20,5 Мб:
10. Откройте смарт-объект в новом окне
Я доволен тем, что цвета травы снова стали насыщенными. Чего не могу сказать о некоторых участках фигуры бизона, где применение усиления резкости не было ограничено. Плюс мы должны решить проблему с горизонтальными полосами шума. Это означает применение еще нескольких фильтров, но ни для одного из них не пригодится существующая маска фильтра.
Решение заключается в создании вложенных смарт-объектов ( один смарт-объект внутри другого ) для размещения немаскированных фильтров. Вернитесь в панель « Слои », дважды кликните на миниатюре смарт-объекта « Бизон «, чтобы открыть его в новом окне ( предположительно он будет называться Layer 01.psb после того, как Photoshop создаст временный файл для размещения смарт-объект ):
11. Преобразуйте смарт-объект в смарт-объект
Вы увидите оригинальный, неотредактированный вариант фотографии на стандартном фоновом слое, со всеми пикселями, доступными для редактирования. Откройте меню панели « Слои » и снова выберите пункт « Преобразовать в смарт-объект ». Затем переименуйте слой в « Ты внутри ».
Таким образом, вы будете знать, где находитесь, если случайно загрузите смарт-объект. Это увеличивает сложность файла, но практически не влияет на размер файла. Я разговаривал с инженером Adobe и он заверил меня в том, что это вполне рабочий метод. И более того, не существует ограничений относительно глубины структуры вложенных смарт-объектов:
12. Примените снижение уровня шума
13. Увеличение контрастности деталей
14. Наслаждайтесь результатом
Закройте и сохраните вложенный смарт-объект. Спустя несколько мгновений, вы увидите изображение с существенно увеличенной резкостью, благодаря сочетанию четырех неразрушающих фильтров и двух смарт-объектов. Чтобы получить такой уровень резкости потребуется некоторое время и усилия, но результат стоит того.
Кроме того, вы можете изменить настройки фильтров, не опасаясь при этом снизить качество изображения. Смарт-объекты не идеальны, но вы можете создать сочетания инструментов, которые позволят применять фильтры и настраивать их в любом порядке по вашему усмотрению: