Как сделать смазку для часов
ИЗ КНИГИ ЕЛИСЕЕВА Б. Л. «РЕМОНТ ЧАСОВ»
Чистить часы следует только после устранения всех дефектов и подбора заменяемых деталей. Детали разобранного механизма на несколько минут погружают в бензин. Рекомендуется применять бензин только высокой очистки марки «Галоша». В бензин сначала кладут платину, а затем все остальные детали, переходят от более крупных и грубых к более мелким. Если в сосуде остался использованный однажды бензин, загрязненный незначительно, его можно использовать повторно. Нельзя заливать свежий бензин в сосуд с остатками загрязненного бензина. Перед заливкой нового бензина сосуд необходимо тщательно протереть. Наполнять сосуд бензином до уровня более 1,5 см не рекомендуется. Сильно загрязненные детали механизма перед промывкой в бензине предварительно промывают в специальном составе. В случае если латунные детали имеют следы окисления, эти детали необходимо некоторое время продержать в составе, нагретом до температуры 70—80° С, но ни в коем случае до кипения. Щетки, применяемые при очистке деталей, должны быть с жестким и мягким ворсом. Необходимо тщательно следить за чистотой щеток. Чистку щеток осуществляют периодически. Сильно загрязненные щетки промывают с мылом в теплой воде. Сушат щетки в естественных условиях, так как ускоренная сушка вблизи нагревательных приборов приводит к короблению рукоятки и порче ворса. При необходимости ускорения процесса сушки щетку после промывки прополаскивают спиртом. После сушки остатки грязи со щетки удаляют, протирая ворс по гладкой бумаге, положенной на край верстака (до тех пор, пока бумага не будет оставаться чистой). Обезжиривают ворс щеток, протирая его сухими крошками белого хлеба или обожженной костью. Протирать щетки мелом не рекомендуется, так как мел отрицательно влияет на покрытия деталей.
Очищать мосты и платины только щеткой недостаточно, так как в углах деталей и гнездах камней остается некоторое количество грязи, которую удаляют чуркой, заточенной на три грани. Плоские поверхности камневых опор и масленки прочи-1ак как в углах деталей и гнездах камней остается некоторое количество грязи, которую удаляют чуркой, заточенной на три грани. Плоские поверхности камневых опор и масленки прочищают чуркой, заточенной в форме перового сверла. Отверстия опор очищают остро заточенной чуркой с многократной заточкой последней, пока она не будет выходить из отверстия совершенно чистой.
К очищенным деталям можно прикасаться только пинцетом, так как следы от потных пальцев вызывают окисление поверхности деталей и вредно влияют на часовое масло. Если более крупные детали трудно удерживать пинцетом, их держат рукой в папиросной бумаге.
Никелированные детали с ярко выраженными штрихами следует чистить щеткой по направлению штрихов. Если штрихи расположены по кругу (ажуровка), щетку перемещают круговыми движениями.
Цапфы осей очищают сердцевиной бузины, после чего туго натягивают в пальцах левой руки папиросную бумагу и цапфой несколько раз прокалывают ее. Зубья трибов тщательно протирают чуркой, заточенной плоской лопаточкой. Зубья трибов чистят жесткой щеткой. »
Анкер оставляют в бензине только на небольшое время, так как некоторые сорта шеллака не выдерживают воздействия бензина. Анкер кладут на верстак, подложив папиросную бумагу, и, не вытирая от бензина, прочищают мягкой щеткой. Все плоскости палет осторожно протирают чуркой до полного удаления жировых следов. После очистки анкер обдувают грушей.
Балансы с зашеллаченными эллипсами также не следует долго держать в бензине. Чистят баланс мягкой щеткой с большой осторожностью. Особой аккуратности требуют балансы с разрезными ободами.
Сушат спираль легким постукиванием мягкой щетки по папиросной бумаге, в которую закладывают спираль.
Винты и другие мелкие детали крепежа вынимают из бензина и еще мокрыми хорошо чистят. Протирать головки винтов о бумагу не рекомендуется, так как хлопья бумаги засоряют шлиц.
Накладные камни тщательно чистят с обеих сторон сердцевиной бузины, после чего протирают дочиста чуркой. Вычищенные детали хранят под стеклянным колпаком
Сборку часов производят на специальных подставках. В зависимости от системы механизма определяют последовательность установки деталей. Обычно сборку начинают с установки центрального и промежуточного колес. Затем ставят заранее собранный и смазанный узел барабана, устанавливают минутный триб и все ремонтуарные колеса, предварительно смазав маслом мх зубья, прокладку заводного колеса и ось центрального триба (под минутным трибом). Собрав полностью ангре- наж, поворачивают заводную головку на 1—-2 оборота и проверяют скат колес. Если спуск не разлажен, то достаточно проверить работу палет с ходовым колесом. В противном случае до установки ходового колеса необходимо проверить взаимодействие анкера с балансом. Палеты заранее слегка смазывают маслом, для чего достаточно провести импульсной плоскостью палеты по пропитанной маслом бумаге.
Для проверки правильной работы анкера необходимо при малом заводе пружины медленно переводить анкер острой чуркой, после чего установить баланс без спирали и завести пружину на пол-оборота. Взаимодействие баланса с анкером должно быть отрегулировано таким образом, чтобы анкер свободно отбрасывал баланс на полный оборот. В хорошо слаженном механизме баланс может работать без спирали, не останавливаясь некоторое время. Необходимо тщательно проверить все зазоры между деталями анкера и двойным роликом.
Сборку завершают установкой спирали и регулировкой ее положения на балансе. В часах больших и нормальных калибров перед установкой баланса смазывают цапфы анкера, прокалывая цапфой промасленную бумагу, положенную на кусочек сердцевины бузины. Опоры анкера малогабаритных (женских) часов смазывать нецелесообразно.
В практике ремонта еще встречаются малогабаритные часы с небольшим числом камней и металлическими опорами оси анкера. В этом случае смазка необходима.
В заключение сборки проверяют ход часов. Если при правильно слаженном ходе часы остановились на импульсе или покое, надо найти причину и устранить ее. Остановку на импульсе и покое необходимо проверить на обеих палетах. Если окажется, что часы останавливаются только на одной палете, следует проверить правильность установки спирали, так как в большинстве случаев причиной такой остановки является боковая выкачка (неравенство амплитуд). Второй причиной может явиться излишне большой угол притяжки на проверяемой палете.
Цапфы баланса смазывают до установки узла баланса в механизм. Смазку подают маслодозировкой в отверстие сквозного камня. Цапфы ангренажа смазывают с подциферблатной стороны до установки деталей оформления. Заключительную смазку производят со стороны мостов.
После пуска часов следует обратить внимание на чистоту хода. Шумы хода могут быть вызваны следующими причинами, которые необходимо устранить.
плохо отполированы цапфы и пятки оси баланса;
пятка оси баланса имеет неправильную форму;
отсутствует смазка в опорах баланса;
имеется трещина в одном из камней опоры баланса;
повреждена плоскость накладного камня;
спираль задевает обод центрального колеса, мост баланса, колонку, штифт градусника, или витки спирали касаются друг друга;
обод баланса задевает анкерный мост, колонку или замок градусника;
качается один из камней в опорах или эллипс;
колодка спирали трется о мост баланса или задевает излишне длинный винт накладки;
эллипс касается платины или излишне длинного винта нижней накладки;
эллипс теснит в рожках вилки или трется о копье;
анкер трется о свой мост;
анкер задевает ролик баланса;
неравный радиальный зазор в верхней и нижней цапфах баланса, перекос одного из накладных камней.
Окончанием сборки является установка циферблата, стрелок и закрепление механизма часов в корпусе.
Ассортимент часовых масел и смазок, применяемых для смазывания часовых механизмов, весьма разнообразен. В нашей стране часовые масла насчитывают до 6 наименований (из применяемых для бытовых часов). Это масла марок: МБП-12, МЗП-6, МЦ-3 (ГОСТ 7935-56), маслоМЧМ-5 (ВТУ) и смазки РС-1 и ПС-4 (ГОСТ 7936—56). (старая аббревиатура, сейчас не используемая. Но понять, где какое масло применялось и, соответственно, подобрать современный аналог не составляет большой сложности – Прим. Константин)
Индексы этих масел в некоторых случаях указывают на их назначение, а цифры — на номера рецептуры, по которым они изготовлены. Например, МБП-12: масло (М) для баланса (Б) и палет (П); МЗП-6: масло (М) для зубчатых (3) передач (П); РС-1: ремонтуарная (Р) смазка (С) и МЧМ-5: масло (М) часовое (Ч) маловязкое (М) и т. д.
Крупногабаритные часы — настольные, настенные и напольные, будильники и другие в основном смазывают маслом МЦ-3. В мужских наручных часах накладные и сквозные камни баланса, анкеры и палеты смазывают маслом МБП-12, камни ангренажа — более вязким маслом МЗП-6, пружину и ось барабана— высоковязким маслом МЦ-3, а детали ремонтуара — густой смазкой РС-1. Масло МЧМ-5 применяют для смазки малогабаритных часов во всех их точках.
Все масла и смазки вносят в детали часового механизма при помощи специальных маслодозировок. Лопаточные маслодозировки при правильно выполненной рабочей части (лопаточки) обеспечивают хорошее постоянство и правильность дозирования. При смазке необходимо следить за чистотой лопаточки и правильностью ее погружения в контейнер (под углом 60°к поверхности масла).
Масло должно храниться в плотно закупориваемых флаконах при комнатной температуре (от 15 до 25° С) и в темноте. Флаконы из светлого стекла следует хранить в светонепроницаемых картонных коробках, желательно в шкафу или другом затемненном помещении. Не следует хранить масла около источников тепла, а также в местах с повышенной влажностью.
Специально охлаждать масла нецелесообразно, но если в результате случайного охлаждения они застыли, то, подержав флакон в теплой воде (40—45° С) до тех пор, пока масло станет подвижным и прозрачным, его надо несколько раз сильно встряхнуть, чтобы масло было пригодно к употреблению.
Сообщества › Сделай Сам › Блог › Нужэн совет по востановлении часов
Комментарии 68
У меня такие же часы с такой же проблемой были. Я полностью разбирал и промывал все шестерни спиртом, посадочные отверстия шестерен деревянными зубочистками прочищал. Потом все смазал маслом для швейных машин и все заработали. Вот уж 4 год без проблем работают. Завода хватает где то недели на 2. а может и больше, просто не даю останавливаться.
Взрослый человек, а ошибки в каждом слове…
Аж глазам больно читать…
НужЭн, можЭт…
можэт… А грамматику русского подзабыл? Жи-ши, же-ше. и т.п.
Год назад тоже купил не рабочие, хода не было, бой был но медленный. промывал бензином калоша не разбирая но щёткой.продул клизьмой просушил немного и смазал вазелиновым маслом из аптеки.пошли и забили но ход был какой то по звуку не такой, через пол года опять помазал тем же маслом, ходят теперь очень точно за два месяца не подводил не разу.( Про очень красивый бой) бой почти куранты в москве, мне пофигу на бой я танкист и сплю их не слышу, а дочка месяца 2 привыкала а сейчас и ей пофиг. а кто в гости приходит услышат и говорят какие у вас часы замечательные
Если часы дороги и это в первый раз, лучше отдать мастеру. Или самому потренироваться на «учебных» часах. Там можно сбить спуск и часы будут ходить нормально если вешать под углом, что не по феншую.
Сбить можно мост анкера, но для этого можно сделать метки на платине и после сборки выставить мост по ним. Если метки все же сделать забыли, то можно выставить и так, просто это займет больше времени.
я бы сказал — много больше
Это точно, особенно когда нет опыта, можно долго промучиться. Я когда-то наступил на эти грабли по незнанию.
вау… Орловский часовой завод…
Все замечательно, только делать как на видео не советую. Автор видео сделал много ошибок.
1. Прежде чем что-то делать с механизмом нужно снять стержень маятника, чтобы не повредить подвес.
2. Спиртом мыть механизм бесполезно, т.к. он не отмывает старое масло и грязь.
3. Чистить механизм без разборки тоже практически бесполезно.
4. Смазывать веретёнкой тоже нельзя, т.к. со временем масло густеет и к нему очень хорошо прилипает пыль и грязь. Кстати на видео видно в начале сколько грязи вокруг цапфы у каждой шестерни.
5. Химию которую автор ролика добавил в масло добавлять, в его случае, бесполезно, т.к. даже если она помогает, отверстия в платинах, под цапфы, он не вычистил, а никакая химия не будет держаться на грязи.
6. Звук боя не регулируется крепёжными болтами. Ими просто можно выставить механизм в корпусе. Для регулировки звука боя в механизме, с обратной стороны, есть две небольшие втулки под ключ, с эксцентриками с внутренней стороны. Вот ими как раз можно окончательно отрегулировать бой и сделать его мелодичным, чего кстати автор видео, в конце, так и не сделал.
Для смазки крупногабаритных часов применяется часовой солидол.
Сейчас в России его не производят, в Москве он есть в продаже, но пр-ва Швейцария — а тут очень дорого получается покупать ради одних часов. А Видео для примера привел.
Еще нужно проверить минутник.
И берегите пендель-фендель — дефицит. Швейцарские заготовки стоят дорого, а лезвие не так эластично и ломается.
Пендельфедер обычно делают из щупов для регулировки клапанов, только сейчас не вспомню какой толщины. Он достаточно хорошо гнется и не ломается как лезвие.
Много вариантов исполнения. Я за оригинальность. На старинных часах вообще и меди или латуни.
По поводу масла, вот можно с такой вязкостью.
tdchas.ru/product_info.php?products_id=2959
Согласен, можно такое масло использовать. А оригинальность это конечно хорошо, когда есть запчасти, а если часы редкие, то и с запчастями все сложно. В таком случае можно немного сколхозить.
Не мучай механизм. Если не знаешь разницы между WDшкой и растворителем, то лучше отнеси мастеру. Будет проще и надежней.
Но можешь сам попытаться починить.
на случай, если не получится починить механизм, вот киборг:
ru.aliexpress.com/item/Ne…p&ws_ab_test=searchweb0_0, searchweb201602_5_10152_10065_10709_10151_10344_10068_5722815_10342_10343_10340_5722915_10341_10543_10697_5722615_10696_10084_10083_10618_10710_10307_10301_5722715_5711215_10059_10212_308_100031_10103_441_10624_10623_10622_5711315_5722515_10621_10620_10125, searchweb201603_1, ppcSwitch_5&algo_expid=a59a98af-7120-49dc-a824-5d487c0ec25f-1&algo_pvid=a59a98af-7120-49dc-a824-5d487c0ec25f&transAbTest=ae803_2&priceBeautifyAB=0
НужЭн совет по востановкИ часов…))))
Говорю как часовой мастер. Если часы долгое время ходили, а потом встали и вы к ним не притрагивались, необходимо произвести полую разборку механизма.
1) Снимаем стрелки часов
2) Далее спуск двух пружин Для лучшего понимания и доступа с корпуса часов откручиваем площадку и зажимаем ее в маленькие тиски и на край стола. Вставляем ключ в сначала механизма боя Держим сильно ключ и аккуратно отводим храповик пружины. ТОЛЬКО береги пальцы. Перебить пальцы очень легко — сила удара. Спустили пружину боя, далее пружину хода таким же образом.
3) Смотрим внимательно на скобу, она должна свободно ходить в зацепление с колесом входить. помечаем ровной линией место положения скобы (два винта откручиваем). смотрим на состояние скобы. От времени там появляется выработка. (канавка).
4) Полируем скобу до идеального состояния снимая все риски что бы идеально ровная поверхность была и наполирована. Я дремелем полировал и напильниками доводил до идеала.
5) как ниже говорили разбираем механизм и моем в «Калоше» — Калоша это чистый бензин, а «Галоша» это Нефрас — т.е запах сильный будет.
6) Осматривам барабаны пружин на трещины (если долго в заведенном состоянии были могут возникнуть)
7) Собираем механизм и настраиваем механизм боя.
Говорю как часовой мастер. Если часы долгое время ходили, а потом встали и вы к ним не притрагивались, необходимо произвести полую разборку механизма.
1) Снимаем стрелки часов
2) Далее спуск двух пружин Для лучшего понимания и доступа с корпуса часов откручиваем площадку и зажимаем ее в маленькие тиски и на край стола. Вставляем ключ в сначала механизма боя Держим сильно ключ и аккуратно отводим храповик пружины. ТОЛЬКО береги пальцы. Перебить пальцы очень легко — сила удара. Спустили пружину боя, далее пружину хода таким же образом.
3) Смотрим внимательно на скобу, она должна свободно ходить в зацепление с колесом входить. помечаем ровной линией место положения скобы (два винта откручиваем). смотрим на состояние скобы. От времени там появляется выработка. (канавка).
4) Полируем скобу до идеального состояния снимая все риски что бы идеально ровная поверхность была и наполирована. Я дремелем полировал и напильниками доводил до идеала.
5) как ниже говорили разбираем механизм и моем в «Калоше» — Калоша это чистый бензин, а «Галоша» это Нефрас — т.е запах сильный будет.
6) Осматривам барабаны пружин на трещины (если долго в заведенном состоянии были могут возникнуть)
7) Собираем механизм и настраиваем механизм боя.
Спуск пружин очень опасная затея, если никогда этого не делал. Лично я бы не рискнул. Перчатки и маску конечно можно одеть, но если пружина перегнется, это вилы. Где такую потом найти?
Запчастей много, и это не проблема на ОЧЗ найти запчасти.
Спуск пружин очень опасная затея, если никогда этого не делал. Лично я бы не рискнул. Перчатки и маску конечно можно одеть, но если пружина перегнется, это вилы. Где такую потом найти?
Есть вариант, снять скобу и распустить механизм, но при спуске будут «гореть» ангренаж.
Вы можете механизм помыть, смазать… мастеру занести… Но! они идти не будут пока вы их не выставите по уровню! Там маятник — и это важно.
Поверьте — у меня такие же часы и я знаю о чем говорю.
Если часы вам действительно дороги, а с какой стороны подойти к ним, вы не знаете- отнесите их мастеру. Если есть желание научиться часовому делу, купите за недрого старый будильник и потренируйтесь на нём. Подкрепиться знаниями, можно на watch.ru.
Первое что нужно сделать, перед разборкой механизма, это аккуратно спустить пружины хода и боя, далее снять подвес маятника, чтобы не повредить его при разборке. Ну и полностью разобрать механизм, т.к. в сборе его полностью вычистить не возможно. Промываем все детали в бензине «Галоша» и собираем все в обратной последовательности. Отверстия в платинах можно почистить зубочисткой, грязи в них тоже хватает. Ещё очень желательно вытащить пружины из барабанов и вычистить их от старой смазки и грязи, после чистки берем небольшую тряпочку, смачиваем её маслом и протираем пружину. С пружинами нужно быть очень осторожным, т.к. они довольно большие и если вы их начали доставать из барабана, то не в коем случае не отпускайте их пока полностью не вытащите, иначе она может просто вылететь вам в лицо. Смазывать нужно только отверстия, куда вставлены шестерни, сами шестерни смазывать не нужно. Для смазки лучше использовать вазелиновое масло. Удачи!
Пожалуйста. Все на самом деле не так сложно как кажется на первый взгляд. Самое главное делайте как можно больше фоток при разборке, чтобы потом не думать, что и где стояло.
Вот аналогичный механизм от моих часов, только с приставным ходом вместо маятника. Если будут вопросы пишите, постараюсь помочь. Кстати при разборке пометьте барабаны хода и боя и не перепутайте их, т.к. сами барабаны могут быть одинаковые, а пружины внутри разные.
Первое что нужно сделать, перед разборкой механизма, это аккуратно спустить пружины хода и боя, далее снять подвес маятника, чтобы не повредить его при разборке. Ну и полностью разобрать механизм, т.к. в сборе его полностью вычистить не возможно. Промываем все детали в бензине «Галоша» и собираем все в обратной последовательности. Отверстия в платинах можно почистить зубочисткой, грязи в них тоже хватает. Ещё очень желательно вытащить пружины из барабанов и вычистить их от старой смазки и грязи, после чистки берем небольшую тряпочку, смачиваем её маслом и протираем пружину. С пружинами нужно быть очень осторожным, т.к. они довольно большие и если вы их начали доставать из барабана, то не в коем случае не отпускайте их пока полностью не вытащите, иначе она может просто вылететь вам в лицо. Смазывать нужно только отверстия, куда вставлены шестерни, сами шестерни смазывать не нужно. Для смазки лучше использовать вазелиновое масло. Удачи!