Как написать смешную историю, которую будут обсуждать? Сторителлинг на реальном примере, часть 2
Моя история-анекдот — это, конечно же, частный случай. Но и такой сугубо личный опыт можно использовать для того, чтобы совершенствоваться в искусстве сочинения смешных историй, или в сторителлинге. Что же нужно для того, чтобы сочинить свою историю, которую будет не стыдно и рассказать на дружеском застолье, и послать на популярные сайты или в СМИ?
Быть может, главное — это настрой на творчество. Читайте, слушайте, смотрите вокруг, наблюдайте, вступайте в разговоры, завязывайте знакомства, спрашивайте, думайте, анализируйте. Пожалуй, тут будет уместен любой глагол в активном залоге, обозначающий действие, направленное на познание окружающего мира (физическое или умственное). В конце концов, можно быть не просто свидетелем забавной ситуации, но и ее творцом.
В любом обществе и в любой культуре всегда есть место «карнавальной стихии» (вспомним Бахтина). Творческое настроение гораздо более важно, чем может показаться, потому что если текущие дела и отвлекут вас на время от поставленной цели, подсознание будет делать работу за вас. Важно быть, что называется, «в струе», а результат придет сам.
Запоминайте, а еще лучше — записывайте все, что привлекло ваше внимание: происшествия, названия, имена, места, привычки и поступки, характеры, слова, выражения, предметы, аксессуары т.п. (можно вспомнить пресловутые «записные книжки» известных писателей).
Из давнего собственного опыта скажу, что когда я регулярно занимался (на чисто любительском уровне) сочинением анекдотов, то часто придумывал их по дюжине в день (что далеко не предел), не прилагая особых усилий. Потеряв интерес к этому занятию, практически совершенно утратил и соответствующие навыки и, случайно придумав спустя пару лет то ли анекдот, то ли нечто подобное, был сильно удивлен. Главное — это настрой на творчество, ведь и шекспировский «Гамлет» был создан на основе переделки средневековых хроник о принце Амлете
Фото: Depositphotos
Многие истории, не говоря уже о пресловутых «баянах», пишутся на основе обработки чужих текстов. В принципе, в этом нет ничего плохого — в конце концов, и шекспировский «Гамлет» был создан на основе переделки средневековых хроник о некоем принце Амлете. Но, на мой взгляд, большей мощью и харизмой (если это слово позволительно применить к предмету неодушевленному и абстрактному) обладают рассказы, которые своими корнями уходят в реальные ситуации.
Можно возразить, что старые истории тоже имели свою жизненную подоплеку; это так, однако с каждой последующей модерацией их «энергетика» слабеет. И проявляется это, в частности, в ослаблении так называемого «фактора конгруэнтности».
Конгруэнтность — термин из психологии, в общем виде обозначающий согласованность элементов системы между собой; применительно к литературному творчеству я бы перевел его словом «гармония».
Смешные происшествия, равно как и все прочие, случаются в определенном временном и пространственном контексте. Перенося содержание истории в иную эпоху, другие страны или регионы, изменяя нравы, характеры и детали быта, автор микширует те или иные, зачастую неуловимые, элементы оригинального рассказа, которые и формируют его ауру, и таким образом нарушает конгруэнтность, или, если угодно — гармонию истории (к анекдотам, впрочем, это относится в намного меньшей степени).
Никогда не забывайте о мелочах. Не хочется вспоминать сакраментальную фразу «дьявол кроется в деталях», но это действительно так. Для истории из жизни по определению наиболее важным является ощущение достоверности происходящих событий, и, стало быть, пресловутая «матчасть» не просто важна — она составляет едва ли не суть рассказа.
Вывод о том, что моя история является «сказкой», был сделан на основе неверных сведений о квалификации аптекарш (почему-то никому не пришло в голову, что рассказчик мог их просто не знать!). Сделать рассказ более достоверным было достаточно просто: не говорить о том, что пенсионерка (заметим, не существующая по жизни) не имела образования, а девушку-экономиста (тут образование было важным) сделать фармацевтом, учащимся на экономиста, или, наоборот, бывшим экономистом, переквалифицировавшимся в фармацевты (наверно, и в наше время бывает такое?). Не стесняйтесь творить мир в своем воображении: вводите новых персонажей, усиливайте черты их характера, драматизируйте ситуацию
Фото: Depositphotos
Используйте уже придуманные модели, образцы, трафареты, схемы, шаблоны сюжетов историй и рассказов. Знание их полезно в двояком смысле: во-первых, для того, чтобы использовать адекватные шаблоны, и во-вторых, чтобы не использовать те из них, которые со слишком длинной бородой. Выдумка чего-то уникального — удел немногих гениев, большинству из нас приходится не столько творить, сколько осваивать наследие, которое находится в общем пользовании.
Сказать, что воображение — это наше все, значит, сделать сильное преувеличение. И все-таки, и все-таки… Не будем забывать, что хотя сюжеты рождает сама жизнь, но делает это, как правило, не в законченном виде, а в форме отдельных фрагментов. Ваша задача как автора — сделать из черновика или эскиза конечный продукт, отсекая от него все лишнее или, что бывает гораздо чаще, добавляя что-то необходимое.
Так, в своей аптечной истории я склеил нескольких персонажей, реальных и выдуманных, и приписал им свойства, которыми они, скорей всего, не обладали (хотя и могли бы обладать).
Не стесняйтесь творить мир в своем воображении: вводите новых персонажей, усиливайте черты их характера, драматизируйте ситуацию и доводите ее пусть не до абсурда, но до неожиданного и гротескного финала, придумывайте за своих персонажей слова, которые их реальные прототипы не решились бы произнести или, быть может, не смогли бы придумать.
История как литература. Любая история — это, в сущности, роман в миниатюре. Так же, как в романе, в ней есть свой сюжет, основной конфликт, персонажи (главные и второстепенные), время и место действия (как я уже упоминал, один из комментаторов ошибочно отнес действие рассказанной мною истории к 90-м годам), своя завязка, кульминация и развязка. Впрочем, это — отдельная тема, и для того, чтобы рассказать интересную и смешную историю, разумеется, не требуется углубляться в дебри высокой теории. Но есть простые вещи, которые необходимо учитывать.
Известен литературный анекдот из жизни известного поэта-романтика. На вопрос журналиста о том, как ему удалось написать свое лучшее стихотворение, он рассказал красочную историю о том, что однажды ночью, во время ужасной грозы он вышел прогуляться в парк, и там, посреди буйства сил природы, на него снизошло озарение и родились бессмертные строки, каковые он по возвращении в усадьбу и запечатлел гусиным пером на листах розовой бумаги. Как ни удивительно, почитатели поверили его словам и были крайне удивлены, когда после смерти поэта были обнаружены черновики вариантов знаменитого произведения со следами многочисленных правок. Любая история — это роман в миниатюре. В ней есть сюжет, конфликт, персонажи, время и место действия, завязка, кульминация и развязка
Фото: Depositphotos
Творчество, даже в области «малых форм» — это еще и труд, хотя не следует, конечно, впадать и в другую крайность — перфекционизм. Достаточно перечитать два-три раза свой рассказ, обращая особое внимание на структуру и то, как он будет восприниматься читателями, и после этого внести необходимые поправки.
Как создать впечатление правдивости истории? Мы уже говорили о важности деталей; еще одним приемом, позволяющим усилить достоверность, является повествование от первого лица — именно сам автор изображается свидетелем или прямым участником описываемых событий (в крайнем случае, на эту роль подходит кто-то из ближайших родственников или друзей); в случае, если главный персонаж истории — лицо сугубо отрицательное, его можно сделать просто знакомым, коллегой или одноклассником.
Еще один важный момент — слова, которые произносят герои. Тут, увы, приходится идти по пути авторов киносценариев и жертвовать правдой жизни ради искусства: персонажи историй говорят не то, что на самом деле сказали бы в жизни их прообразы, а скорее то, что выглядит наиболее эффектным с точки зрения автора (за исключением диалектизмов или броских фраз, считающихся характерными для тех или иных человеческих типажей).
Как и в более крупном произведении, в смешной истории должна быть заключена некая идея (часто, как и в басне — мораль). Иногда она достаточно очевидна для читателя и диктуется самим содержанием; но если история достаточно пространна (бывают и такие) и включает целый набор действий, имен и фактов, озвучить ее мораль в финале будет далеко не лишним.
Зачем? Вспомним слова шекспировского Макбета:
Жизнь… это повесть, которую пересказал дурак: в ней много слов и страсти, нет лишь смысла.
Задача искусства — привнесение смысла туда, где его изначально может не быть.
Мораль, или идея, не обязательно должна иметь глубокий смысл — в конце концов, смысл истории заключается чаще всего в самой истории. Раз так — достаточно простой фразы. Например: «Се ля ви» (то бишь, такова жизнь).
Как написать веселый материал … без единой «шутки»
Опубликовано Comedy School дата 20.05.2018
Найдите комедийное вдохновение
Как создать юмористический рассказ, написать веселую историю или просто сгенерировать юмор на ходу, если вы не знаете ни одной смешной шутки? На самом деле вы сможете все это сделать, если поймете, где брать информацию для шуток и будете использовать четыре способа начать рассказ из этой статьи.
Итак, ваше вдохновение может исходить из наблюдения, мнения, опыта или может быть логическим продолжением из рассказа, который вы уже рассказываете. Независимо от того, как вы начинаете свою историю, у вас впереди одна и та же задача: создать комедийный конфликт.
У меня для вас есть одна простая рекомендация: начните с конца. Причина, по которой вы рассказываете смешную историю, в конце концов, появляется задолго до того, как будет сказано первое слово. Вы не стали бы рассказывать своему другу историю, не зная, почему вы это рассказываете. Поэтому, хотя первый шаг к рассказу — это создание ситуации, как создатели истории, мы начинаем с комедийного конфликта — причина, по которой мы хотим рассказать историю в первую очередь!
Как создать юмористический рассказ: используйте опыт
Начнем с самой простой отправной точки: интересный опыт. Интересный опыт прост, потому что он уже отражает комедийный рассказ. В реальной жизни ваш интересный опыт начался с нормальной ситуации, и что-то случилось, что создало комедийный конфликт. То, как ваш опыт развертывается в реальной жизни, скорее всего, будет очень похоже на то, как вы расскажете историю (мы поговорим о внесении изменений в историю позже).
Когда вы рассказываете другую историю, вы делаете это с очень сильной точки зрения, обычно своей. Ваш друг уже знает вас достаточно хорошо, чтобы заполнить недостающую информацию. Это означает, что вы можете тратить меньше времени на создание первого круга и больше времени на конфликт.
Истории об опыте хороши для конфликта точки зрений (ТЗ). Например, если кто-то был груб с вами, когда вы были в очереди в магазине, то у вас уже есть две противоположных ТЗ: ваша ТЗ и ТЗ человека, нагрубившего вам. Цель этой истории состояла в том, чтобы добраться до сопоставления между двумя ТЗ. Мы подробно рассматриваем каждый из этих шагов на нашем бесплатном вебинаре «ДНК ЮМОРА».
Как писать шутки из опыта
Общая история может выглядеть примерно так:
Опыт имеет силу еще и потому, что он очень линейный. Есть
четкая последовательность событий, что облегчает восприятие комедийного материала аудиторией и легко записывается.
Посмотрите видео-пример:
Как научиться писать смешное: высказывайте мнение
Теперь давайте посмотрим на мнение. Мнения легче, чем наблюдения, потому что они уже имеют сильную точку зрения. Мнения всегда содержат конфликт: ваше мнение против «их» мнения.
Мнение, основанное на юморе, почти всегда работает, «сбивая» мнение вашего оппонента (в отличие от создания собственного). Очень мало времени тратится на «то, что правильно в моем мнении». Вместо этого комедианты устанавливают мнение своего оппонента как безопасность, а затем вводят нарушения, демонстрируя, как «их мнение» разваливается при разных обстоятельствах.
Короче говоря, дело не в том, чтобы доказать, что мнение комика правильное … дело в том, чтобы доказать, что другая сторона ошибается.
Это легко увидеть в политическом юморе. Политический юмор имеет тенденцию иметь много негативной энергии вокруг себя, что хорошо для комедийного напряжения. В большинстве случаев аудитория имеет такое же мнение, как и комик. Когда комик уничтожает контр-мнение, зрители получают дополнительное удовольствие, видя, что мнения их оппонентов поражают. Комедианты, которые преуспевают в политическом юморе, это конечно же 95 квартал.
Посмотрите примеры в смешном видео:
Будьте осторожны с тем, как вы создаете комедийный конфликт при написании сценария для стендапа или выступления КВН. Хотя очень легко найти противоречивые мнения, вы должны быть осторожны, чтобы уничтожить противоположное мнение в комедийном ключе.
Очень легко можно поймать себя, переступившим комедийный конфликт и вступившим в полномасштабное нарушение. Это особенно верно, когда у вас очень сильное мнение или ваше мнение относится к очень эмоциональному вопросу. Чем больше напряженности, тем больше безопасности вы должны создать в качестве комедианта. Вы можете этому научится на вебинаре «ДНК Юмора». Зарегестрируйтесь прямо сейчас.
Наблюдения. Преобразование наблюдений в комедийном конфликте
Наблюдения, как правило, приводят к мнению или истории. Для наблюдения, чтобы найти комедийный конфликт, должен быть второй круг. Если бы я попросил вас написать что-то смешное о вашем диване, это, вероятно, было бы довольно сложно. Нет очевидного конфликта. Ваш диван только делает один круг (и это, вероятно, неясно, является ли это безопасностью или нарушением).
Есть только один способ решить эту проблему: ввести второй круг.
Количество способов, которыми вы можете ввести второй круг, почти безгранично. Вы можете сменить «диван» на «отвратительный диван», чтобы совместить наблюдение с мнением (представьте себе конфликт девушки, пришедшей после первого свидания и видящий отвратительный диван). Вы могли бы также рассказать историю о том, как тащить диван вверх по лестнице и в вашу квартиру.
Все, что требуется, это второй круг. Как только вы поймете, что такое комедийный конфликт, наблюдение становится легким для включения в письменность.
Джерри Сайнфелд является типичным примером наблюдательного юмора в стендапе. Его телешоу Seinfeld привлекло большую часть своего юмора из-за небольших комедийных конфликтов (часто небольших наблюдений), которые выходят из-под контроля.
Seinfeld по-прежнему остается самым прибыльным 30-минутным телешоу в истории телевидения, зарабатывающим около 3,1 миллиарда долларов.
«Пижамы должны быть самой смешной одеждой в мире. Кто их придумал?
Это как маленький крошечный костюм.
Маленький воротник, кнопка внизу и … нагрудный карман.
Очень полезный элемент. Кто-нибудь использует нагрудный карман? Вы положите туда ручку,
свернетесь посреди ночи и убьете себя».
Посмотрите видео Джерри Сайнфелд:
Как заставить людей смеяться: логическое растягивание
Последний способ, которым мы можем начать процесс написания смешной юмористической истории — это просто расширить историю, которую мы уже имеем. Это чрезвычайно эффективный способ создания материала. Мало того, что продолжение веселой истории требует меньше настройки, поскольку ситуация и напряженность уже поняты, но она также позволяет вам повторно использовать группу идей, которые уже хорошо работают вместе.
В логическом расширении ваша задача — перетасовать ситуацию, чтобы постоянно создавать и освобождать комедийное напряжение. В результате, вы заставите аудиторию смеяться или хотя бы улыбнуться.
Пример юмористической истории
«Человек и малярная кисть: соучастники преступления»
Когда я сообщил своим друзьям, что собираюсь покрасить столовую, они очень много всего советовали: «Ты только все тщательно укрой» и т.д. Но никто из них не удосужился сказать: «Переедь на недельку в другое место и найми для этого кого-нибудь».
Итак, я отправился в магазины выбирать цвет.
Производители никогда не назовут краску просто, типа «голубая», или «светло-зеленая» или «что-то типа оранжево-желтого». А нет, они наугад выбирают слова из новелл Эрнеста Хемингуэя. Я нашел цвета под названиями «открытое море», «соленое море». А также «ласкательный», «теплая шиншилла» и «гемлок». Да, гемлок. Они хотели продать мне цвет яда хвойного дерева.
Смешная история о ремонте
«Больше всего времени занимает подготовка» – предупреждали друзья. Да, действительно: в моем случае подготовка заняла 7 месяцев.
«Подготовка» включала в себя 18 поездок в строительный магазин для покупки того, что забыл в предыдущий раз. Тебе же нужна не только краска, а щетки, валики и ворсистые насадки. А еще ванночки для краски и вкладыши для них. А еще малярная лента, стремянка и пиво. А еще тряпки, которые пожертвовал в «Миссию доброй воли» месяц назад.
Если у вас нет тряпок, вам нужно их приобрести. Например те, что продаются в пакетах с надписью «тряпки для покраски», порезанные квадратиками по рецепту Марты Стюарт.
Я решил, что обойдусь без защитной пленки, не зная, что через неделю ковер придется выбросить. Мне нужно было только укрыть все вокруг потолка и начать красить.
Однако я не знал, что существует два вида малярной ленты: которая клеится и которая отрывается. Я купил ту, что отрывается. Но она отрывалась не сразу. Сначала она ждет, пока ты несколько часов поиграешься приклеивая ее, а только после этого падает.
Наконец я купил правильную ленту, дизайнерские тряпки для покраски и кучу загадочных малярных гаджетов, о предназначении которых я не имел малейшего представления. Пришло время красить.
Я начал с потолка, аккуратно проходя по краям, задержав дыхание, чтобы не выйти за малярную ленту. Когда по краям было готово, я атаковал валиком.
Было удивительно наблюдать, как мои тусклые белые стены покрывались бургундским оттенком, который я назвал «местом преступления». Именно так выглядела комната после того, как ковер покрылся зловещими темно-красными пятнами.
Под конец недели работы подошли к концу. Я был в восторге, но сейчас думаю, что так на меня подействовали химические пары.
Я выбросил ковер, спрятав это вещественное доказательство в мусорном баке. Пол моей новопокрашенной столовой теперь представлял собой грубую бетонную плиту, но это временно.
На следующих выходных я собирался стелить деревянный пол, что по словам товарищей должно было быть совсем несложно.
«Только внимательно все замеряй» — посоветовали они.
Я пообещал пригласить всех на обед после ремонта. Они улыбнулись и сказали: «Хорошо, увидимся в 2017 году» [история была написана в 2004 году]».
В каждой ситуации комик столкнулся с другой конкретной проблемой и нашел способ ответить на проблему, прежде чем перейти к следующей ситуации.
Красота повествования заключается в том, как логическое расширение можно использовать для управления историей в различных типах комедийного конфликта. Вы увидите, что комедианты выполняют биты длиной 10-15 минут. Различные элементы сотканы в историю по мере ее продвижения.
Это происходит из опыта («я пошел в прачечную»), в наблюдение («Я был одет в одежду, которая действительно должна была быть в прачечной»), в другой опыт («Цвет вытянутый
из моих джинсов. »), в мнение (« Если бы ваши белые рубашки вышли красивым синим цветом, это было бы хорошо, но они вышли из цвета под названием «брюки-левые в стирке»).
Вот так друзья. Если вы чувствуете, что вам во всем этом не очень легко разобраться и хотите поэффективней использовать время, развивая свое чувство юмора, записывайтесь к нам на бесплатный вебинар «ДНУ Юмора».