CmaJlb › Блог › Смеситель ГБО второго поколения своими руками (часть 1 — изготовление)
С установкой газового оборудования, возник вопрос его правильной настройки. Хоть ГБОшники и угрожали потерей «гарантии», если сам полезу винты крутить, но не страшно. После их настройки машина дергалась при наборе скорости и зависали обороты на холостых. Путем долгой настройки (а некоторый опыт настройки ГБО по предыдущим машинам я уже имел) и недоумеваний «да как так то?», с горем пополам настроил стабильную работу на холостых и правильный сброс оборотов с рабочего режима. С рабочим режимом сложнее: удалось настроить так, что нормальная смесь начиналась примерно с 2700 оборотов (смотрел по напряжению ДК). На низах смесь бедная, причем на столько, что при троганьи с места движок трясет и колбасит. При этом винт «жадности» закручен почти полностью. Если пытаться делать чуть богаче, то нормальная смесь начинается с 2300-2500 оборотов, но после 2800 двигатель начинает задыхаться и не раскручивается от переобогащения. Примерно отрегулировал, чтобы не дергалась и ехала, но нормальной работы добиться так и не удалось. На низах беднит — на верхах богатит. Пол года ездил так.
Недавно наткнулся на ресурс с рассчетом автомобильных смесителей Из статьи понял, что у меня стоит смеситель щелевого типа. По формулам рассчитал, что для моих параметров щель в смесителе должна быть не более 0.5 мм. А в моем смесителе в эту щель спичка пролазит, т.е. минимум 2 мм. Теперь стало понятно почему у меня так сильно закручен винт «жадности» и почему так захлебывается при откручивании этого же винта. Судя по всему воткнули мне смеситель от газели какой-то.
Начал искать смесители, которые подходят именно моему двигателю и наткнулся на польский сайт газобалонного оборудования где и нашел смеситель потокового типа именно на мой двигатель.
Стоимость на рубли примерно 800, но заказывать из Польши сильно круто как-то 🙂
По России в интернете не нашел, а вот в Украине есть магазин, который продает данные смесители, но доставка в Крым с нынешним политическим положением осложнена. Если не заработает, то потраченных денег будет жалко.
Было решено попытаться сделать своими руками. Тем более, что чертеж предоставлен в подробностях.
Итак, нам понадобится:
— Полипропиленовая муфта на 40мм;
— Полипропиленовая трубка PN20 диаметром 20мм (внутренний 13.8 мм);
* * * Стоит обратить внимание на наконечник. Он должен быть конусом, а не ступенькой * * *
— Дозатор бутылки от жидкости для линз(в моем случае);
— Аллюминевая трубка 12мм (внутренний 10мм).
Порядок работы:
— Шлифуем муфту, убираем ступеньку в ее центре, делаем внутренние фаски и отверстие сбоку (согласно чертежу);
— Отрезаем 45мм (в нашем случае) двадцатимилиметровой трубки, с одной стороны делаем внутреннюю фаску и отверстие сбоку (согласно чертежу);
— Отрезаем наконечник маркера, вытаскиваем стержень, зачищаем ребра жесткости внутри, делаем скос на 45-60 градусов;
— Обрезаем дозатор бутылки от жидкости для линз (находится под крышкой бутылки) примерно на 10мм.
Так выходит, что наконечник маркера плотно входит в дозатор, который в свою очередь, очень плотно входит в 20-ти милиметровую трубку.
Вот все детальки (кроме алюминевой трубки)
Далее сборка:
Вставляем наконечник маркера в получившуюся втулку из дозатора, втулку вставляем в 20 мм трубку, трубку просовываем в муфту и через оба боковых отверстия продеваем алюминивую трубку 12мм. Подгоняем все детальки чтобы не было завихрений на пути воздуха и газа. «Садим» на клей с содой. Сглаживаем все неровности и «острые углы» получаем деталь:
Сообщества › Ремонт и Эксплуатация ГБО › Блог › Потоковый смеситель газа
Продолжаю тему разработки газового смесителя.
Для начала пара слов о предыдущем варианте смесителя.
www.drive2.ru/l/521827944738324646/
Достаточно длительная эксплуатация данного смесителя показала себя с хорошей стороны в плане мощности, в целом конструкция удачная. Однако в плане экономичности 10-15% выше среднего расхода. Прирост мощности наступал достаточно резко, а с самых низов мотор работал не очень хорошо. Так же и настройки холостого хода уверенными не назвать, приходилось завышать значения холостого для устойчивой работы. Конечно же в первую очередь хотелось бы уменьшения расхода топлива. Потому что судя по настройкам смесь была достаточно богатой, а чуть беднее и мотору становилось плохо с низов. Ну и необходимость использовать воздушный фильтр тоже не радовала, а без фильтра появлялся провал.
Так же стоит отметить, что лучше использовать подобную конструкцию на длинных впускных системах и движках большего объёма.
По фотке видно, что газ поступает с одной стороны от края диффузора и это главная беда. При слабом потоке воздуха на холостом или переходном режимах смешение плохое, только при больших оборотах смеситель будет давать более качественную смесь.
Очевидно, что б такой темы избежать надо подавать газ в центр смесителя. По типу трубки вентури как в бензо карбах.
Есть конечно подобные заводские решения для газа. Но всё что удалось найти в нете имеет весьма отвратительный вид, да и купить ЭТО тоже мало реально. В наших магазинах ничего подобного не видел, в интернете цены на это изделие космические.
Решил сделать собственную конструкцию смесителя по принципу трубки вентури. Что б газ подавался именно в центральную часть и получалась действительно качественная смесь во всем диапазоне работы двигателя. Что повысило бы общий кпд во всех режимах и улучшило экономичность. Так же данная система является улучшенной системой, что использовалась мною на газовом карбе и на газовых дросселях.
Суть в том, что в качестве маленького кольцевого смесителя используется малый диффузор. Газ поступает внутри ноги малого диффузора в кольцевой смеситель маленького размера.
На фото видно отверстия для выхода газа, большей частью отверстия находятся на внутренней стороне смесителя. Так же несколько отверстий сделано и с внешней стороны смесителя для увеличения площади смешения. Ведь данная система в обычном бензо карбе называется основной и работает когда двигатель уже раскручен.
Весь смеситель сделан максимально гладким и правильной формы, для наименьшего сопротивления потоку. В чём явно превосходит предыдущую конструкцию и тем более заводские аналоги. Так же изначальная цель была повысить диаметр большого диффузора с 45 до 50 мм. На всех фотках диффузор именно 50 мм. Но первые тесты выявили, что при таком диаметре смеситель не работает тупо. Скорость потока очень низкая смешения нет, даже воздушный фильтр сильно дело не исправил, хотя и двигатель смог нормально работать, но провалы были.
В итоге большой диффузор был уменьшен аж до 40 мм, а малый диффузор имеет внешний диаметр в 30 мм. И только после уменьшения большого диффузора мотор заработал просто отлично. Настройки газа были сильно смещены в сторону бедной смеси, при чём диапазон регулировок стал очень широким, это явный показатель качественной смеси. Даже на достаточно бедной смеси двигатель работает хорошо, без серьёзной потери мощности. При мощностных настройках двигатель работает даже веселее чем раньше. Прирост очень весёлый и главное с самого низа. Можно на второй весьма длинной на моём ряду спокойно ездить везде где раньше была первая передача. По оборотам всё, что можно выкрутить на стоковом валу мотор выкручивает легко. А главное расход)) Снижение расхода весьма ощутимо, пока заправил пару баллонов на разных настройках, но даже на неправильной смеси жрёт явно меньше. Пока точное число трудно сказать, но пробег стал больше на одном баллоне. Холостой ход стал по лучше легко регулируется в 1 к оборотов, запуск особо не изменился и так был отличный. Наконец то волгодроссель заработал в полную мощь, потому что раньше давить в пол смысла не было, сейчас чем больше давишь тем веселее едет. В общем на данный момент одни положительные эмоции, хотя так же есть идеи по улучшению. В будущем попробую установить большой диффузор увеличенного размера, хочется хотя бы 45, хотя как сейчас работает особо лезть не хочется)))
В плане изготовления самый геморой это малый диффузор состоящий первоначально из трёх мелких частей в последствии сваренных вместе. Деталька маленькая и без токарного станка такую не слепишь. Но и результат конечно перекрывает с головой затраченные усилия.
Внешне смеситель не изменился, но теперь отлично работает без воздушного фильтра.
Сообщества › Ремонт и Эксплуатация ГБО › Блог › Смеситель газа по типу аэродинамического профиля
В следствии многочисленных просчетов, проб и ошибок, связанных с корректной работой ГБО, было принято решение абсолютно отказаться от врезок в карбюратор и отдать предпочтение преддроссельному смесителю, но какому? Использовать так называемую «тарелку» не позволяет конфигурация воздуховода, внедрить готовое решение в виде смесителя для моноинжектора — не технологично. Остается разработать собственный вариант смесителя, который будет наиболее применимым для данного автомобиля.
Некогда я занимался разработкой и изготовлением пиролизных котлов на прямой тяге, в рабочем цикле которых использовались воздушные электронагнеталели для аэрации камеры вторичного горения. Одним из прототипов воздушной форсунки, разработанных мною, была система в виде трубки эллиптического сечения с отверстиями в теневой части для подачи воздуха в поток пиролизного газа. Этот вариант лег в основу газового смесителя. Как выяснилось при поисках информации, я не первый, кто использовал подобную схему, и об этом даже есть статься на Драйве.
Принцип работы смесителя основывается на аэродинамических процессах происходящих в ламинарном потоке воздуха. Трубка имеет симметричный аэродинамический профиль сечения, подобный профилю крыла самолета. В трубке имеются 26 отверстий Ф 3,5 мм, суммарная проходная площадь которых примерно в 5 раз меньше площади сечения двух диффузоров карбюратора, что позволяет в максимальных пределах готовить приблизительно стехиометрическую смесь. Отверстия размещены в зонах низкого давления и разрежения, в связи с чем газ из них уносится беспрепятственно. Смешение происходит в зоне турбуленции, где вихревые потоки быстро и качественно перемешивают пропан и воздух.
На схеме указаны изобарные зоны: І — зона высокого давления, ІІ — низкого давления и ІІІ — зона турбуленции.
Собственно, о процессе изготовления:
Для заготовки я выбрал алюминиевую тонкостенную трубку Ф 20 мм, которой в тисках придал требуемый профиль и завальцевал свободный конец. Разметил и просверлил 26 отверстий Ф 3,5 мм и врезал смеситель в предварительно приобретенный для экспериментов фланец-«черепаху» с помощью черного тугоплавкого термоклея. Для подключения я приобрел дозатор мощности Ф 19 мм и газовый шланг этого же сечения.
Далее последовала стандартная настройка ГБО с помощью трех регуляторов: чувствительность, обводной канал и дозатор.
Наконец то пропали провалы на переходных режимах, машина стала увереннее набирать обороты и даже стартовать с пробуксовкой, если заставить. Кроме того, из разряда наблюдений: винт чувствительности и дозатор мощности при этом ввернуты довольно глубоко по сравнению с настройкой на врезках, кроме того, запустить двигатель после установки, не меняя настроек я не смог из-за слишком богатой смеси. Далее последует замер расхода и небольшая корректировка настроек.
Метки: гбо2, смеситель, подача газа, настройка гбо
Комментарии 75
Подскажите пожалуйста, если уменьшить площадь отверстий в трубке в соответствии с площадями диффузоров в карбюраторе двигателя объемом 1.1л.с аналогичной черепахой работать будет или не хватит скорости потока для эжекции? А то врезки реально достали.Данная конструкция очень понравилась.
За точку отсчета стехиометрии я брал не сечение диффузоров, а максимальную площадь сечения воздушного тракта до карбюратора. Чем меньше суммарная площадь газовых отверстий, тем меньше эжекция, это и без рассчетов ясно. Вместе с тем, чем меньше объем двигателя, тем меньше газовоздушной смеси ему нужно в момент времени. Потому уменьшать нужно.
Хочу сделать небольшую ремарку: многие комментаторы-теоретики выдавали тезисы, дескать трубка перегораживает и уменьшает ток воздуха — вздор. Для того то она и выполнена в виде аэродинамического профиля, дабы не создавать сопротивления потоку.
К слову, машина шлифует на сухом асфальте со светофоров и разгоняется до 160 км/ч по ровной дороге, и это при моторе 1,7 л.
Я исходил из сказанного вами, что площадь отверстий это 1/5 площади диффузоров.Меня больше беспокоит хватит ли скорости потока для эжекции при такой черепахе, двигатель ведь 1,1 а не 1,7, а диаметр патрубка мм. 70 если не больше.По трубке все понятно и вопросов нет, рад что ваше авто в отличном здравии.
Воздуха хватит, разрежение, измеряемое в атмосферах, одинаково для любого объема мотора
Трубка помогает создать наибольшую диффузию при наименьшем сопротивлением воздуха. Кастрюля, надевающаяся на карбюратор, душит двигатель, ограничивая существенно поток воздуха.
С данным приспособлением расход в среднем по городу 14 л в пробках. Двигатель 1,7, максимальная скорость ограничивается только здравым смыслом. Машина по трассе едет спокойно с запасом потенциала 140 км/ч, разгонять больше не позволяет дорога.
То же на своего Бегемота хочу внедрить что то подобное. Только у меня инжектор. Стоит смеситель от Волги. Но, мотор у меня 5,2 литра, V8, что то мне подсказывает, что таким сечением двигатель несколько задушен.
Нужно смотреть схему воздушного тракта, можно, к примеру, разрезать какую-то из гофр и в разрез вставить недлинный патрубок нужоого диаметра с интегрированным в него смесителем.
Вот примерно так и думаю. Но будет ли схема работать корректно? У заводского смесителя газ идет как в комфорке, по кругу.
Ну, у меня ведь работает)
Ясно. 🙂 Ну, руки дойдут, буду мастырить!
Попробуйте) динамики добавляет очень прилично при том же расходе
Настраивать, потом, только винтом жадности?
Нет, настраивать нужно всю систему вцелом, по минимуму используя винт обводного канала (для понимания ХХ)
Понятно. Надо заняться! 🙂
Подпись. Читаю и жду продолжения.
Не мало важно соответствие производительности редуктора мотору. Правильно рассчитанная трубочка на основе формулы объемной стихеометрии это всего лишь цифры. На практике отрегулировать машинку по газоанализатору и оставили машинку во дворе. Пришли завтра изменились погодные условия Атмосферное давление и показания по газоанализатору будут уже не те. И смесеобразование будет иметь зависимость влажности воздуха. Через некоторое время показания газоанализатора проявят зависимость от чистоты воздушного фильтра. Ну эти все качели смеси регулировщики спишут на качество состава газа на который отродясь не было сертификата качества. Поэтому точными регулировками можно не заморачиваться а ориентироваться на среднеарифметическое значение расхода.
Есть стойкое утверждение регулировке редуктора с использованием регулировочных винтов но мало кто практикует с рабочим давлением и мощностью редуктора.
Пример. Есть редуктор томасетто на 100 хп. В регулировке редуктора есть винт дозатора который выкручен к примеру на оборот. Редуктор Томас имеет рабочее давление единицу. Диаметр штуцера второй ступени 5.6 мм ( с таким редуктором газели ездят и возят тонну груза с выкрученым винтом дозатора намного больше чем на один оборот)))
Если уменьшить рабочее давление редуктора то уже будет вред для Газели но будет работать стабильнее на моторе 1.7 с больше открученом дозатором с меньшей зависимостью от степени загрязнения воздушного фильтра и погодных условий. Потому шо при возрастании разряжения мотор вытягивает газ из редуктора и одним расчетом смесителя сложно получить стабильную смесь в разных режимах мотора.
Скажу о своей машине. У меня Славута переделанный редуктор уменьшено рабочее давление и уменьшена мощность редуктора. Редуктор до смены ремкомплекта проработал сто тык в режиме мотор бензин видел только зимой ниже 10 градусов мороза только для запуска. Воздушный фильтр менялся на десять тык и по состоянию загрязнения расход не рос. При разборке редуктора клапан второй ступени утратил свою эластичность и был как пластик но в ввиду того что редуктор соответствовал мотору гбо работало стабильно. Да у меня и самодельный смеситель.
Мои пожелания автору в поисках расход / динамика обратить внимание и на редуктор.
Спасибо, Вадим!
С уменьшением жиклера заморочился еще с зимы, но не могу найти токаря, который возьмется за таку «микрошу». Дело в том, что редуктор у меня нового образца и жиклеры выполнены в виде литья, а не латунными ввертышами, как на старых томасах, пока воюю таким образом)
Подпись. Читаю и жду продолжения.
Не мало важно соответствие производительности редуктора мотору. Правильно рассчитанная трубочка на основе формулы объемной стихеометрии это всего лишь цифры. На практике отрегулировать машинку по газоанализатору и оставили машинку во дворе. Пришли завтра изменились погодные условия Атмосферное давление и показания по газоанализатору будут уже не те. И смесеобразование будет иметь зависимость влажности воздуха. Через некоторое время показания газоанализатора проявят зависимость от чистоты воздушного фильтра. Ну эти все качели смеси регулировщики спишут на качество состава газа на который отродясь не было сертификата качества. Поэтому точными регулировками можно не заморачиваться а ориентироваться на среднеарифметическое значение расхода.
Есть стойкое утверждение регулировке редуктора с использованием регулировочных винтов но мало кто практикует с рабочим давлением и мощностью редуктора.
Пример. Есть редуктор томасетто на 100 хп. В регулировке редуктора есть винт дозатора который выкручен к примеру на оборот. Редуктор Томас имеет рабочее давление единицу. Диаметр штуцера второй ступени 5.6 мм ( с таким редуктором газели ездят и возят тонну груза с выкрученым винтом дозатора намного больше чем на один оборот)))
Если уменьшить рабочее давление редуктора то уже будет вред для Газели но будет работать стабильнее на моторе 1.7 с больше открученом дозатором с меньшей зависимостью от степени загрязнения воздушного фильтра и погодных условий. Потому шо при возрастании разряжения мотор вытягивает газ из редуктора и одним расчетом смесителя сложно получить стабильную смесь в разных режимах мотора.
Скажу о своей машине. У меня Славута переделанный редуктор уменьшено рабочее давление и уменьшена мощность редуктора. Редуктор до смены ремкомплекта проработал сто тык в режиме мотор бензин видел только зимой ниже 10 градусов мороза только для запуска. Воздушный фильтр менялся на десять тык и по состоянию загрязнения расход не рос. При разборке редуктора клапан второй ступени утратил свою эластичность и был как пластик но в ввиду того что редуктор соответствовал мотору гбо работало стабильно. Да у меня и самодельный смеситель.
Мои пожелания автору в поисках расход / динамика обратить внимание и на редуктор.