Строительство смотровой ямы в гараже своими руками
Яма (канава) для диагностики автомобилей – не будет лишней ни в одном гараже. Только с помощью этой нехитрой конструкции можно производить полноценный серьезный осмотр нижней части машины. В идеале, обустройство гаражного помещения стоит начинать именно с оборудования смотровой ямы.
Чаще всего для сооружения смотровой канавы владельцы гаражей пользуются монолитным железобетоном или кирпичом. Конечно, у каждого из данных вариантов есть определенные плюсы и минусы. В частности, кладку из кирпича легче смонтировать, однако кирпичная стена уступает в прочности бетонной. Кроме того, вариант с кирпичом предполагает дополнительную затирку каждого наружного кладочного шва до укладки гидроизоляционного слоя.
Железобетонные конструкции отличаются максимальной прочностью и долговечностью, но обустраивать их значительно сложнее. Так, перед заливкой бетонной стяжки необходимо будет заняться сооружением опалубки. Для проведения комплекса работ потребуется соответствующее количество арматуры и самого раствора.
Чему стоит уделить внимание
О размерах и положении
О лестницах
Вариант с приставной лестницей можно «отмести» сразу. Ее использование в данном случае будет неудобным и небезопасным. Оптимальное решение –
оборудование ступеней параллельно с сооружением ограждения. Если стены выполнены из кирпича, ступени также разумнее будет сделать кирпичными. Если вы будете заливать бетонную конструкцию, можно одновременно провести отливку ступеней.
Если вы не позаботились об устройстве лестницы на ранних этапах ремонта гаража – не беда. Лестничную конструкцию несложно сделать и позже, на стадии обустройства уже готовой ямы. В этом случае лестница может быть выполнена из металла (ступеньки из рифленого железа) или дерева (ступени крепятся при помощи косоуров или тетивы).
О подсветке
По понятным причинам, обустройство подсветки в диагностической яме – обязательный процесс. Согласно технике безопасности использовать здесь обычные лампы накаливания (220В) запрещено. Допустимо применение ламп, расчитанных на низкое напряжение (не больше 36В). В условиях гаража такие источники света могут «питаться» от понижающего трансформатора. Неплохим решением станет использование ламп дневного света в герметичных корпусах.
О вентиляции
О котловане
О заливке фундамента пола
Основание смотровой канавы должно быть защищено от всех видов влаги надежным слоем гидроизоляционного материала. Утрамбованную поверхность дна котлована в первую очередь следует залить десятисантиметровым слоем подбетонки. По ширине подбетонку укладывают вровень с наружными поверхностями каждой будущей стены ямы. Для гидроизоляции основания можно воспользоваться любой из разновидностей рулонных изоляционных материалов: полимерной пленкой, акваизолом, бикростом, рубероидом. Материал необходимо укладывать с напуском на каждую стену.
После укладки слоя гидроизоляции можно заливать бетонный раствор. Толщина слоя раствора должна быть не меньше, чем 7-8 сантиметров. Для армирования заливаемой поверхности лучше выбрать дорожную сетку 150 на 150 сантиметров (толщина проволоки 3-4 миллиметра).
Об устройстве стен
При обустройстве стен смотровой траншеи следует соблюдать ряд обязательных правил:
О грунтовых водах
Перед тем, как приступить к строительству смотровой канавы, необходимо уточнить уровень залегания грунтовых вод на данном участке. Если этот уровень расположен выше отметки в два метра (глубина), то строительные работы лучше не начинать. На практике доказано, что при таком раскладе никакие варианты устройства гидроизоляции не спасут сооружение от проникновения влаги. Если грунтовые воды пролегают на глубине более чем два с половиной метра, яму можно оборудовать, с условием обеспечения максимальной гидроизоляции. Для этого часто используют несколько слоев гидростеклоизола, рубероида, стеклоизола и других оклеечных материалов. Есть надежный вариант с обработкой поверхности расплавленным битумом. Можно также воспользоваться составами с проникающим действием: пенетроном, акватроном-6 или гидротексом. Их можно наносить даже на высохшую не до конца бетонную поверхность, что позволяет сэкономить время.
Видео
С этим материалом читают так же:
Как сделать смотровую яму в гараже своими руками — пошаговая инструкция
Как сделать смотровую яму своими руками, без помощи специалистов, предприятий и организаций, минимальными средствами и усилиями, надежно, прочно и удобно объясняется в этой статье четко и ясно.
Любой водитель в состоянии сделать это, не прилагая каких-то сверхусилий и сэкономив большие деньги на всяких услугах и сервисах, что немаловажно в наше время. Главное не бояться сделать это самому, при должной организации, это не займет много времени.
Рекомендации по планированию постройки
Условием высококачественного применения смотровой ямы как тех. постройки и места для сохранения продуктов считается воплощение всех общепризнанных норм возведения таких сооружений. Начинать надо со схемы расположения ямы и чертежа ее устройства.
Эта система требует кропотливого планирования дел. Принципиальным фактором считается установление свойств земли и состояния грунтовых вод. Более пригодной для схожих построек считается глинистая почва. Она не пропускает воду, а значит, имеет возможность быть типичной водоизоляционной поверхностью, но и имеет недостатки, которые тоже надо учитывать.
Все это нужно предусмотреть на этапе планирования видов работ и затрат на них при сооружении ямы, чтобы сделать работу быстро и организовано без различных доработок и исправлений.
Необходимые материалы
Для расчета объема бетона надо перемножить длину, ширину и вышину стенки. Подсчеты такие ведутся и для пола.
При употреблении кирпича, понимая его характеристики, можно просто определить его количество в штуках. Габариты кирпича — 250х120х60 мм.
Для производства работ применяют:
Нужны также такие материалы:
Размеры смотровой ямы
Надо учесть размеры стенок и дна при расчете площади ямы. Размеры смотровой ямы будут 75х185х300 см. Толщина бетонных стенок и пола примерно 10 см.
Подсчеты станут такими: 0,85х3=2,55 м2 — площадь.
Существуют следующие критерии размера ямы:
Возле ямы устанавливаются ограничители металлические для безопасности. Это 4 столба, прикрепленных по углам ниши, по 10–15 см. Время от времени для тех. осмотра употребляются не 4 столба, а 2 уголка, которые устанавливают напротив друг друга.
Естественно, делать яму, когда автогараж еще не сооружен еще легче, тут необходимо исполнить данную работу, пока не будет заливки полов.
Непременно необходимо узнать, как размещаются грунтовые воды в грунте. Степень залегания грунтовых вод на территории, в каком месте размещается автогараж, играет главную роль.
В строящемся автогараже нужно изготовить дренажную систему, отводящую избытки воды в канализацию. Надо помнить, что сырость и влажность главная опасность для ямы и автогаража, от этого зависит время их эксплуатации.
Пошаговая инструкция создания смотровой ямы в гараже
Разметка и выкапывание котлована
Местность размечается перед тем, как делать яму. В среднем, чтоб ее откопать либо погреб под автогаражом, нужно вытащить 5–6 кубометров почвы. Длительность и сложность работы находится в зависимости от вида почвы и способностей рабочего. Копать надо с конца ямы, от задней стенки автогаража. Когда котлован будет вырыт, его днище накрывают фальшполом либо ставят комфортные подставки.
При неустойчивости почвы ее закрепляют с поддержкою дощечек и распорок. Извлеченная почва на 25–30% больше котлована. Вывозить ее не надо, потому что она нужна для утрамбовки места между стеной ямы и кладкой, выравнивания пола.
При создании котлована надо сделать работы по нишам в стенках. Там комфортно хранить фонари, приборы, которые могут быть использованы. Ниши рекомендовано располагать на вышине локтей. Вам никак не нужно будет наклоняться за инвентарем. Затраты физических усилий при работе в автогараже тоже надо учитывать.
Для создания котлована надо выполнить следующие работы:
Способы гидроизоляции
Делается она как до возведения постройки (внешняя изоляция), так и потом (внутренняя изоляция).
Когда автогараж размещен на участке с невысоким уровнем грунтовых вод, то почти все хозяева не торопятся делать гидроизоляцию. Но гидрологическая обстановка хоть какой территории любой год изменяется, потому об изоляции рекомендовано побеспокоиться еще на стадии возведения, что поможет сэкономить время и деньги.
Все, что нужно для этого сделать:
Обустройство пола и стенок
Все, что нужно сделать для устройства пола и стенок в яме:
Переходим к процессу возведения
Из бетона
Все этапы работ:
Из кирпичей
Все этапы работ:
Из металлических листов
Данная система, как короб, главное достоинство которой надежность и не требует много времени на установку. При ее производстве листы объединяют непрерывной сваркой. Систему кропотливо покрывают специальными покрытиями против коррозии. Короб надлежит снабдить крепежами. С 4-х сторон к коробу привариваются уголки, которые углубляются в почву на 100-150 см для его удержания.
Утепление смотровой ямы
Для работы зимой производят утепление ямы. К тому же надо экономить электричество на нагревание гаража. Еще при расчете работ по яме должны предусмотреть ее утепление в основном полистиролом.
Он владеет такими качествами:
Для стенок традиционно советуют применять пенополистирол марки ПСБ-С-25, для пола — ПСБ-С-35. Его устанавливают слоем шириной 50 мм. Для крепления употребляют клей на цементной базе. Многие экономят на теплоизоляции ямы в результате зимой часто болеют.
Освещение
Для работы в яме надо освещение. Надо применять или переносный светильник, или прокладывать провода внутри стенки для устройства освещения. Напряжение не больше 36 В., при напряжении 220 вт провода необходимо складывать в эластичный шланг из стали. Розетки и выключатели надлежит избирать во гидрозащищенном выполнении УР5 Х сообразно ГОСТ 17677-82Е и ГОСТ 14254-80.
Невзирая на все меры охраны от воды, от сырости в яме часто трудно дышать, потому надо сделать вентиляцию. Под землей протягивается эластичный воздуховод, и выводится на двадцать пять сантиметров выше поверхности. От загрязнения воздуховод накрывают крышкой. Кроме того, вентиляция позволяет хорошо просушивать и яму и автогараж в теплые дни, что просто необходимо для долгой эксплуатации сооружения.
Сообщества › Гараж Мечты › Блог › Т-образная смотровая яма в гараже
Комментарии 25
круче ямы я не видел.
всё очень продумано и удобно…
шоб я так жил. мужику зачёт!
самая ах.евшая яма которая только может быть ))
я вот яму собирался делать ))) отличная идея. спасибо
Отлично, конечно… Но
1. Зачем такие узкие лестницы? Т.е. снял коробку, или что-то тяжелое, надо поднять на вытянутые руки и вытащить из ямы? Неужели нельзя было сделать одну лестницу, но пошире?
2. Высота ямы. Ходите там, чуть пригибаясь от перекладин. Т.е. если поддомкратить машину- то она будет стоять в пределах вытянутых рук. Крутить-то как?
3. Заливной бетон в круг? Как вы там? Почки не опустились еще? Вытяжки-приточки есть, надеюсь?
И столько замечаний по одному только видео. Что там будет в живую- я хз. Задумка хорошая, но очень много надо додумывать
у тебя видимо большой опыт в сооружении подобного рода конструкций
Абсолютно нет. Вот первая, собственноручно сделанная яма (и последняя, надеюсь)))
www.drive2.ru/l/6730485/
Высота- 150 см, т.е. уровень по подбородок. Я хожу под машиной и не бьюсь головой об редуктор, и в то же время по высоте доступно все, вплоть до верхних шаровых.
Выход- шириной 70 сантиметров, чтоб, если придется, не корячить 70 килограммовую коробку на вытянутые руки, срывая спину, а тупо взять и вынести, даже вдвоем, место позволяет.
Кирпич и гидроизоляция. Кирпич- это теплый материал, у него свойства такие. А тут бетон. Причем вы видели сухой бетон? Ну плиты, блоки или прочие ЖБИ? Они белого цвета. А не серого, как в видео, т.е. там- сыро. Сыро- машина в испарине и наледи- пипец машине.
Как уже говорил- вытяжка и приточка, чтоб не давиться выхлопом только что заехавшей машины, и тепло, и сухо круглый год.
Сегодня существует огромное количество сервисов, оказывающих услуги по техобслуживанию автомобилей, а также выполняющих ремонты любой степени сложности. Тем не менее, некоторые автомобилисты предпочитают самостоятельно делать техосмотр своей машины и даже устранять незначительные поломки. Как сделать яму в гараже своими руками, чтобы не ремонтировать автомобиль, лежа под ним, расскажем сегодня.
Размеры будущей ямы
Размер ямы определяется в зависимости от роста владельца машины и ее габаритов:
Такие правила расчета не являются эталоном. Здесь каждый руководствуется личными предпочтениями. Одним нравятся ямы, позволяющие работать с поднятыми руками, некоторые делают их вровень со своим ростом, а некоторые и того меньше. Последнее в большей степени актуально для хозяев автомобилей с высоким клиренсом.
Если нет возможности выкопать длинную яму, ее копают меньших размеров, а автомобиль загоняют в гараж вперед капотом или багажником в зависимости от того, какая его часть требует ремонта.
Внимание! В процессе планировки котлована к чистовым размерам добавляют толщину стенок, а также высоту пола.
Если разрешает площадь гаражного помещения, смотровую яму лучше разместить ближе к стене, а остальное место использовать для установки оборудования, например, стеллажей для запчастей и рабочих инструментов. При этом промежуток между краем котлована и близлежащей стенкой – 1 м.
Как сделать смотровую яму: пошаговая инструкция
Для оборудования смотровой ямы в помещении гаража необязательно иметь диплом строителя. Достаточно соблюдать пошаговую инструкцию.
Разметка и формирование котлована
Первое, что нужно сделать – разметить и выкопать котлован.
Внимание! Трамбовать дно нужно до тех пор, пока следы ног станут не видны.
Гидроизоляция
Для защиты смотровой ямы от грунтовых вод необходима гидроизоляция. Она бывает 2-х видов:
Наружная
В процессе ее выполнения котлован застилают водонепроницаемым материалом. Каждый последующий слой должен закрывать предыдущий не меньше, чем на 15 см. Края пленки на 20–25 см выходят на пол гаражного помещения. Для большей прочности стыки склеивают двусторонним скотчем.
Наружную изоляцию делают исключительно во время постройки ямы. Некоторые пренебрегают ею, мотивируя это глубоким залеганием подземных вод, то есть минимальным риском поступления их внутрь ямы. Тем не менее, вероятность его повышения существует всегда. По этой причине лучше все-таки не пренебрегать таким видом защиты, как наружная гидроизоляция.
Внутренняя
Этот вид гидроизоляции предполагает обработку стен и дна ямы специальными составами, снижающими гигроскопичность строительного материала. В идеале выбирать специальный состав, предназначенный для обработки бассейнов. Он и выглядит привлекательнее, и защитит качественнее.
Другой способ предупредить попадание лишней влаги в яму –оборудовать кессон, представляющий собой металлический короб, который устанавливают в самом котловане. Для профилактики выдавливания устройства водой к его бокам приваривают металлические пруты длиной около 1 м и забивают в грунт.
Когда грунтовые воды просачиваются в яму после ее постройки, избавиться от них можно с помощью так называемого приямка –сделанного в одном месте ямы и закрепленного бетоном углубления. Это даст возможность собрать влагу в одном месте и облегчит работу в самой яме.
Внутренняя отделка ямы
Поскольку ремонтировать машину приходится и в прохладное время года, смотровую яму рекомендуется утеплить. Для этой цели часто используется экструдированный пенополистирол, который укладывают на стены и пол между гидроизоляционным покрытием и внутренней облицовкой.
На утеплитель кладут армирующую сетку и заливают пол бетоном (5 см). Бетон можно сделать своими руками, соединив 1 ч цемента М 400, 3 ч песка и 5 ч щебня.
После застывания бетона (1–2 недели) выкладывают стенки. Для этого рекомендуется использовать:
Если облицовка стен кирпичом или строительными блоками не составляет особенного труда, то с заливкой стен бетоном придется повозиться больше. Прежде, чем их заливать, нужно сделать деревянную опалубку.
Совет! В стенках рекомендуется сделать ниши с полками, в которых удобно хранить инструменты. Оформляют такие ниши при помощи металлических уголков.
После выкладывания стен устанавливают металлическое ограждение вокруг входа в яму, которое должно примерно на 20 см подниматься над уровнем пола гаража.
Оформление дна
Дно в смотровой яме может быть земляным или залитым бетоном. В свою очередь, бетон покрывают плиткой, резиной либо деревом (доски, трапы).
Вентиляция и свет
Предупредить появление плесени и сырости поможет хорошая вентиляция.
Для освещения в процессе обустройства ниш подводят электрический провод в защитной резиновой оболочке. Это поможет сделать освещение в яме и облегчить работу мастера.
Совет! Проведение освещения лучше доверить профессиональному электрику.
Входные ступеньки можно выложить из кирпича. Для маленьких котлованов более удобным будет использование обычной лестницы, которую делают из дерева либо металлических уголков.
Для удобства имеет смысл оборудовать вырытый котлован трапом из дерева или прочным табуретом.
Смотровая яма в гараже своими руками облегчит ремонт автомобиля и поможет сэкономить на услугах профессиональных строителей.