Как сделать смычок для скрипки

1536335120132434073

Проживаем мы на Донбассе (ЛНР), для детворы обучение везде и всюду бесплатное. Реально 100% бесплатно где бы то не было. Инструмент решили купить сами. Люди мы небогатые, но 5.000 руб. нашли и купили старую скрипку «Страдивари» Одесской фабрики музыкальных инструментов, даже с каким то клеймом внутри.

Что бы вы оценили масштаб цен, около четверти жителей моего города (Стаханов) получают в месяц на руки – 3000 (три тыс.руб). Ага, купили, но смычка в комплекте нет.

Тю. Ну с хохлами у нас отношения не очень. Зимой был в Мск. Заказал в магазине, поближе к дому, чтобы не платить за доставку. Сразу оплатил всю сумму 920 руб. Звонок. Мчусь.

-Стыць- пыздыць? С какого перепугу +380 рубасов?

-МЫ решили, что этот смычок будет получше!

-Продаван, мой сын, не молодой Амати, сыграет и простым кЕтайским, а если вы уж чего и решаете за меня, то будьте любезны хоть заранее меня предупреждать.

Чо, ему объяснять, что на териконообильных территориях где мы живем, всё же за слова, хоть иногда отвечают и на 380 рублей мы сыном будем полноценно питаться в течении двух недель и еще на черный день че ни будь останется. Забрал деньги и сын шпарил на скрипке, как на гитаре (pizzicato. Звучит как-то не благозвучно, для руского уха).

Ага, побродили дома по местным магазинам и нашли один скрипичный смычок. Но, какой то он кривой да страшненький даже для мого сына.

Вот уж лето пролетела. Скрипач в списках поступивших, а мы всё побираемся палкой с волосами из коня.

Звоним к хохлам, но там сплошной гемор и отговорки. Ладно попытка намбер ту. Зять мчится на Савеловский (Москва) и покупает скрипичный смычок для скрипки 4/4. Тут вам не абы шо.

С великими проблемами данный агрегат всё же прибыл на землю Донбасса. И два раза его теряли и чуть не поломали…и т.д и т.п.

Распаковали. Гоню отрока за инструментом, чтобы насладиться чудесными звуками. Сын играет и плачет. Не, не то и звук не тот. Я вырос на «Ассерте» и «АС/ДС», но чот даже мне заметны некие провалы.

Блин… Идем к местному Гварнери, до войны преподавал скрипку. Наблюдаем перманентно пьяненького дяденьку. Зело болтливого.

-Смычок для СКРИПКИ 4/4 не фурычит.

…- Гавно вопрос! Оставляйте. Подтянуть волос немного надо.

Неделю он парил нам мозг по телефону с рассказами о глобальных проблемах музыки. Забрали. Сын играет и плачет, не, не то. Я рыдаю. Вся улица орет: да когда ж он заткнется (скрипач).

Молодое дарование отчалило в нашу славную столицу, город Луганск (ха, мне 380 р. теперь до Нового года, одному, хватит).

И вот новая жизнь, новый педагог. Сын достает инструмент и начинает хвастаться, его виртуозным владением. Смычок так и порхает по струнам скрипки:

— А что это, ты, играешь на скрипке смычком для виолончели.

Занавес. У меня всё.

Автор не приветствует в комментариях политические и личностные высказывания. Пятница. Чот всписнулось! Мира всем!

Источник

Sound theory

5ZdNsE24SNg

Смычковые инструменты

Скрипка, виолончель, контрабас. Пожалуй, самые известные инструменты, на которых играют смычком. И то, не многие знают, что контрабас – это тоже смычковый инструмент. Большинство привыкли видеть контрабас в руках чернокожего дяди с сигарой в зубах, неторопливо щипающего струны. Но тем не менее. Смычковых в Мире великое множество.

Большинство из них — это народные инструменты, которые не претерпели никаких существенных конструктивных изменений со временем, и дошли до наших дней почти в том же виде, в каком они были сотни лет назад. Наша эпоха повсеместной электрификации породила электроверсии скрипки и контрабаса, что открыло перед исполнителями абсолютно новое и обширное поле для экспериментов, учитывая огромное количество дополнительных обработок к ним. Как бы то ни было, принцип работы этих инструментов остаётся одинаковым и неизменным для всех.

Рассмотрим скрипку и смычок для неё.

С конструкцией скрипки всё более-менее понятно – деревянный полый корпус, гриф, колки, струны. Со смычком тоже – деревянная трость, вдоль которой натянут пучок конских волос.

art art of music 02 20Самый интересный вопрос – это процесс звукообразования. Смычком водят по струнам в оба направления, другой рукой зажимая их. Появляется звук, по сути – скрип. Колебания от струн передаются в корпус, который начинает резонировать и, за счёт этого, мы можем слышать звук скрипки.

Рассмотрим подробнее.

Конский волос, который образует полотно смычка, довольно грубый по своей фактуре и имеет зазубрины, которые можно увидеть под микроскопом. Плюс – предварительно его натирают канифолью, для улучшения сцепления со струной. Сами струны производят различными способами и из различных материалов. Самым распространённым материалом для скрипичных струн является метал, нейлоновые полимеры и жилы животных.

Да, жилы животных. С таких струн всё началось и их производят до сих пор, добавляя в волокна различные капроновые нити, подвергая всевозможной обработке для улучшения прочности и нанося дополнительную обмотку из различных материалов.

Смычок, при движении в одну из сторон, слегка подкручивает струну, за счёт сцепления и своей фактуры, но, в момент предельного сопротивления, струна срывается и проскальзывает, при трении создавая колебания, и, соответственно, звук.

Violin stringsЭто всё происходит очень быстро и звук воспринимается однородным. Чем короче струна, тем больше колебаний она совершает, соответственно, звук становится выше. Таким образом, скрипач, зажимая струну на грифе в разных местах, регулирует звуковысотность инструмента.

Читайте также:  Как сделать маску мышки на голову

Смычковые инструменты являются безладовыми. Это означает, что высоту звука скрипач регулирует, ориентируясь сперва на свой слух, а в дальнейшем на опыт.

Смычковые часто сравнивают с голосом человека, в контексте звукоизвлечения и уникальности тембра.

И это не удивительно, так как механизм действия очень схож, с той разницей, что голосовые связки раскачивает воздух из лёгких, а скрипичную струну смычок, при этом, та самая безладовость инструмента привносит некой спонтанности в исполнение, так как малейшее движение пальцев скрипача, которые зажимают струну, влияют на её длину, а значит и на высоту звука.

Люди же не машины, и именно это, с технической точки зрения, несовершенство, добавляет обаяния в музыку, ведь так или иначе, беря в руки инструмент и начиная на нём играть, человек отражается в звуке полностью, как в зеркале…

Источник

Как сделать смычок для скрипки

1c8b20a561a1553dffff8026fffffff1

Среди вышеназванных смычковых разновидностей и, прежде всего, в наиболее интересующей нас классической группе, существует множество идивидуальных стилей. Незаметные на первый взгляд и, казалось бы, совсем незначительные нюансы в изготовлении смычков, на поверку оказываются принципиальными и определяющими не только в стилевом отношении, но и для игровых качеств смычка.
Совершенствование скрипичных и виолончельных смычков шло параллельно с развитием музыки, пока не была выработана та законченная форма, которую смычок имеет и сейчас. Создание классического типа смычка связано с именем знаменитого французского мастера Франсуа Турта (1747-1835). Ему принадлежат несколько важных открытий. Так, он заменил прямую трость смычка вогнутой. Кроме того, в результате многочисленных экспериментов он установил, что наилучшим материалом является древесина фернамбука, в то время как до него смычки изготавливались из различных пород дерева. Помимо этого, он изменил расположение волоса, распределив его не пучком, как это было ранее, а в виде ленты. В довершение ко всему он определил точные размеры и вес смычка для скрипки, альта и виолончели. Хотим привести небольшую таблицу распределения весов, окончательно выстроенную Франсуа Туртом. Надо подчеркнуть, что и по сейдень мастера используют эти параметры при изготовлении смычков:

Скрипичный – 60-63 г

Виолончельный – 80-83 г

Контрабасовый – 125-145 г.

Разработанная Туртом модель с вогнутой тростью потребовала более поднятого типа головок, поскольку головка должна быть достаточно высока, чтобы отделить волос от вогнутой середины трости. Благодаря этому изгибу трости более совершенным стало исполнение штрихов. Если учесть, что Турт, по свидетельствам очевидцев, никогда не пользовался механическими приспособлениями ни при распилке, ни при калибровке диаметров, ни при проведении других операций, его феноменальный талант потрясает еще более.

Ярким подтверждением сказанного может служить смычок Франсуа Турта, хранящийся в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Его следует отнести к жемчужинам коллекции. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, именно этот экземпляр воплощает само совершенство смычкового искусства. В нем безупречно все: и подбор дерева, прекрасного качества фернамбук, и точное весовое попадание, и столь необходимые музыкантам прыгучесть и упругость трости, и, конечно, изящество в отделке головки и колодки. В нем претворились характерные черты модели смычка, повсеместно существующей и сейчас, и наиболее подходящей для исполнения музыки конца XVIII столетия – позднего Моцарта и Гайдна, Вилотти и Бетховена.

И после Турта доминирующее положение в производстве смычков в течение почти всего XIX века продолжала занимать Франция. Выдающимися мастерами были Жозеф Лафлер, работавший в стиле Турта, Франсуа Люпо и его преемник Доминик Пеккат (1810-1874 гг.).

1c8b20a561a1553dffff8027fffffff1

По мнению исследователей, во Франции того времени его считали первым после Турта. Изготовленный Пеккатом смычок для скрипки (инв. 204) является украшением коллекции смычков из фонда Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов и предметом мечтаний всех без исключения скрипачей. Фернамбук высочайшего качества, безупречная форма трости позволяют музыкантам с легкостью исполнять самые сложные скрипичные штрихи. Длина трости – 740 мм – традиционна.
Колодка отделана золотом, черепаховой костью и перламутром. На золотой пластине имеется монограмма “А.Р.”, а также выгравирован год – 1889. По мнению многих исполнителей, именно этот смычок можно смело назвать лучшим в Государственной коллекции по игровым качествам.

Широко известны смычки, изготовленные знаменитым французским мастером Ж.Б. Вильомом. Сначала он работал в стиле Турта, затем измененил расположение волоса (лента с закругленными краями).
Также как при изготовлении скрипок, со смычками Вильом довольно смело экспериментировал. Так, например, в Государственной коллекции хранится изготовленный им смычок с металлической тростью.
Кстати, в мастерской Вильома в Париже работал упоминавшийся ранее Д. Пеккат. Однако, по совершенству работы Вильома превосходил замечательный смычковый мастер Ф.Вуарен, а из более поздних мастеров – А. Лями (ученик Вуарена), И. Виньерон и Э. Сартори.

1c8b20a561a1553dffff8023fffffff1Превосходные смычки делали и некоторые английские мастера. Так, например, современник Турта, смычковый мастер Джон Додд работал в Лондоне в первой половине XIX века. Очень хорошие смычки также делал Джеймс Табс. Прекрасным подтверждением тому может служить скрипичный смычок его работы, хранящийся в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов (инв. 200). Несмотря на некоторую сношенность головки, смычок дошел до нас почти через два столетия в достаточно хорошем состоянии.

1c8b20a561a1553dffff8024fffffff1

Главный хранитель Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, кандидат искусствоведения Е. Волховская.

Хранитель Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, член Союза скрипичных мастеров И. Никифорова

Источник

Звукоизвлечение на скрипке

Разделы: Музыка

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями в исполнительской сфере музыкального мира.

Основной акцент в современном исполнительском искусстве становиться на владение виртуозной техникой, виртуозными приемами игры.

Вспомним истоки русской скрипичной музыки, наряду с высоким технологическим уровнем исполнителя главным оставалась художественная образная сторона его творчества.

Цель данной методической беседы заключается в том, чтобы педагог стремился с начальных уроков “приучать” юного исполнителя к культуре скрипичного звука, показав и указав ему на все художественные, технические, тембровые возможности инструмента.

– объяснить понятие “культура звука” путем собственного исполнения на инструменте, слушание записей, просмотра видеоматериала с исполнением на инструменте.

Читайте также:  Как сделать скумбрию диетически

– грамотно технологически и методически верно оформить игровой аппарат учащегося, который затем и будет надежной базой для воспитания качественного звукоизвлечения. Только имея верно работающий аппарат и, как следствие, качественный звук, можно наблюдать рост исполнителя – музыканта.

1. Звукоизвлечение на скрипке

Одним из самых привлекательных качеств скрипки, сделавших её “царицей инструментов” является её способность соперничать с человеческим голосом в красоте, певучести и выразительности звучания. Именно к формированию данных звуковых качеств, и их усилению стремились выдающиеся скрипачи – Амати, Гварнери, Страдивари. Их инструменты отличались узнаваемостью звучания. Б. Асафьев писал: “Когда говорят про скрипача: у него скрипка поёт, – вот высшая ему похвала”.

Среди выразительности средств скрипача звуковое мастерство действительно является его главным “оружием”. От качества скрипичного звука во многом и зависит не только интонирование, но и стиль, манера высказывания, создание художественного образа.

Проблема звукоизвлечения – только техифогическая, но в первую очередь художественная.

Это и художественное мышление, развивается его творческий подход к инструменту.

Ведь очень важно, в каком звуковом качестве проходит занятие. Начиная занятие с гамм и упражнений, и заканчивая произведениями крупной формы, мы формируем у учащегося внутренние звуковые представления идеального скрипичного звука.

2. Качественные характеристики скрипичного звука

Существует распространенное мнение, что чем ближе скрипичный звук к вокальному (как оперному), тем он ценней. Но ведь подражание, как бы оно ни было хорошо, всегда вторично.

Ямпольский говорил: “Скрипка у тебя должна звучать так, как у хорошего итальянского певца, который поет, будто играет на скрипке”. Это указание подчеркивает специфически инструментальный характер “скрипичного пения”.

Вокальный звук – “оружие” певца, у которого один основной, присущий ему тембр голоса, изменить его можно в лишь сравнительно узких пределах.

Тогда как у скрипача – тембров 4, соответствующих 4-м струнам скрипки. И этими тембрами можно варьировать, комбинировать и изменять даже в пределах одной струны.

Кроме того скрипка способна давать и специфический, истинно “скрипичный” звук инструментального характера даже более красивый по тону и, тембровому и динамическому разнообразному, чем голос лучшего певца.

Не случайно, что в XIX в., когда певучесть, красоте и тембровой характерности уделялось огромное внимание, что даже проводились состязания между певцами и скрипачами и последние не оставались побеждёнными.

Спектр лучших качеств скрипки включает в себя следующие характеристики:

ровность течения;
– плавность;
– певучесть;
– богатство тембровой палитры;
– большой динамический диапазон;
– отсутствие излишних призвуков (форсирование звуков скрипа).

3. Объективные закономерности процесса звукоизвлечения

Для того, чтобы правильно построить работу над звукоизвлечением, необходимо знать основные его закономерности усвоить то, или иное положение смычка на струне, степень его нажима, скорость движения и другие факторы. К ним же прижим струны пальцами левой руки. Всё это влияет на характеристики звучания 90 % и 10 %. Невозможно сформировать качественный звук – не имея базы в этих моментах.

Сам принцип извлечения смычком звука и струны основан на сложном механизме использования упругих сил самой струны и смычка, сцепления с ней волоса при помощи расплавляющейся от трения канифоли.

Первая задача звукоизвлечения заключается в том, чтобы с одной стороны – максимально возбудить колебания струны, а с другой – не задавливать её, дать ей возможность свободно колебаться и поддерживать эти колебания повторяющимися движениями смычка.

Условие, которое необходимо иметь ввиду при работе над звукоизвлечением – это постановка правой руки, создающей условия для её управляемости, свободы движения при звукоизвлечении. Здесь нужно обратить внимание на 4 момента:

– движение правой руки должно производиться по возможности в одной плоскости без “углов”;

– давление смычка на струны желательно осуществлять, сочетая “вес” руки и некоторое смычка к струне указательным пальцем, что наиболее плодотворно, когда “предплечье” немного подвешено на плече, а “вес” руки регулируется ощущениями от отдачи струны, её упругого момента.

О “весе” руки идут споры до сих пор что это, как объяснить.

Только уловит педагог правильное ощущение (целая совокупность) тогда только применять термин.

Есть ещё одна сторона механизма звукоизвлечения – тембровая.

Как известно, при колебании струны под смычком возникаю колебания и частей струны – обертоны (гармоники). На скрипке – это фложалеты. Чем выше обертон, тем дальше они отходят от звуков гаммы. Что видно на октавном фложалете, звучащим ощутимо ниже ноты, взятой пальцем.

Огромное значение имеет правильное строение, расположение и настройка дек.

4. Основные факторы звукоизвлечения

Силу нажатия смычка на струне нельзя рассматривать изолировано.

Чем сильнее смычок прижимается к струне, чем сильнее давление, тем быстрее приходится его вести иначе появится “скрип” зажатый и звук как следствие нарушения баланса давления и скорости, которые находятся в прямой зависимости друг от друга.

Необходимо помнить, что степень нажима смычка пальцами во время звукоизвлечения – неодинакова. У колодки нажим должен быть несколько меньше (в силу большего веса смычка) к концу смычка его естественное давление убывает и тут необходима коррекция.

Но нажим смычка и скорость смычка ещё связаны и с 3-м фактором – расположением точки проведения на струне. Если эта точка перенесена к грифу – то заставляет ослабить нажим, появится возможность либо ускорить, либо замедлить скорость смычка в зависимости от художественной задачи. В тоже время, переместившись к подставке заметно замедляется скорость и усиливается нажим на струну и возникает характерная окраска sul ponticello игра у подставки. Частичное колебание струны. Место между подставкой и грифом наиболее оптимальное. Смычок здесь очень уютно сидит на струне, как в “седле”. И если сместится с этой точки, то ощущение в руке и звуковые изменения дадут сигнал для коррекции положения смычка. В данной точке очень тяжело струну задавит, и легко оттянуть в бок, да плюс ещё и зрительный контроль.

Читайте также:  Как сделать сломанную молнию

Нельзя не сказать и ещё о 2-х факторах, влияющих на звукоизвлечение:

1. Он связан с изменением положения волоса смычка на струне вследствие поворота волоса. Либо плоский волос, либо его край.

Поворот трости смычка также приводит к некоторому изменению в прикосновении волоса к струне.

2. Перекос смычка по отношению к струне.

В практике бытует аксиома – движения смычка параллельно подставке.

Но анализ воздействия на смычок сил показывает, что при параллельном движении смычка возникает тяготение к грифу, “сбрасывание” смычка. Это связано с тем, что натяжение струны от подставки до смычка более сильное, а от смычка к грифу слабее.

Сброс смычка на гриф особенно заметен у начинающих. И мы требуем от учащихся следить за тем, чтобы смычок не “сползал” на гриф. Необходимо помнить о компенсационном движении – скашиванием смычка по отношению к перпендикулярному его проведению. Вниз – от себя, вверх к себе.

Если мы будем просить править смычок при помощи прижатия смычка к струне, то получится зажатый звук.

5. Овладение основными механизмами звукоизвлечения

Скрипач, будь то ученик, студент, концертный исполнитель. Обязан непрерывно держать в поле своего зрения качество звукоизвлечения. Без владения основными навыками звукоизвлечения невозможно выстроить работу по формированию художественного, эмоционального окрашенного звучания.

Поговорим о протяжности звука.

В понятие входит несколько характеристик:

– одна из важнейших – плавность ведения смычка, достижение хорошей управляемости.

Но нельзя полностью доверяться удобному положению на струне, при трудностях образуется сбой.

Ямпольский предлагал для проверки состояния руки и пальцев выполнять следующие упражнения:

– плавно вести смычок очень близко по струной вверх и вниз, и стараться удерживать его на минимальном расстоянии от струны;

– вести смычок вниз, поочерёдно поднимая пальцы со смычка, начиная с мизинца, оставляя в конце лишь указательный палец. Затем при движении вниз, ставить их в обратном порядке лишь тогда, когда уже не выходит качественное звукоизвлечение. При этом пальцы должны как бы “обнимать” трость;

– опустить скрипку на уровень груди и, приложив смычок к струне в районе колодочки, вести не смычок, а отводить скрипку в бок, ощущая, таким образом, не давление смычка на струне, оттяжение волосом струны;

– снять октавный фложалет, затем, не прерывая звучания снять палец и добиваться того, чтобы фложалет продолжал звучать. При этом смычок должен идти по струне достаточно легко и свободно.

Очень полезно “тянуть” длинные смычки с нюансами.

Певучесть звука, основывается на механизме “выдержанного звука”, т.е.звуковой поток начинает обладать различными оттенками звучности – изменяться по тембру и высоте.

6. Атака звука, смена смычка, филировка звучания

Коган говорил – от атаки звука зависит энергия, масштабность звучания, инструмента. Ямпольский называл атаку “жизненным нервом”, без которого игра скрипача вяла и безжизненна.

Наряду со звучностью скрипичного тона атака звука, акцента, представляет собой сильнейшего выразительное средство, придающее исполнению остроту и живость. Конечно же, что искусство выразительной акцентировки предполагает высокую степень развития мастерства и художественного вкуса исполнителя.

Умение правильно и осмысленно применять акценты и придавать им определённый характер немыслимо без овладения конкретными техническими приёмами.

В тоже время многие талантливые скрипачи пользуются приёмами “акцентировки” чисто интуитивно. И это даёт возможность рассматривать этот вопрос об искусстве выразительной акцентировки как проявлении особого природного дара, не подлежащего методическому объяснению.

Атака звука связана с начальным моментом “поведения” смычка на струне. Необходимо отметить, что сам начальный момент прикосновения смычка к струне ещё не рождение звука – нажим, толчок или удар способствуют формированию будущего звука.

Атака звука – имеет 2 элемента взаимодействия смычка со струной.

1 – первый элемент может быть выполнен либо со струны – нажимом, так называемым “уколом”, либо резким движением “продёргиванием” занимает минимальное время.

2 само движение, чем короче был 1-й элемент, чем интенсивнее движение в самом начале, тем больше энергии и масштаба достаётся непосредственно звуку.

Сам механизм атаки звука достаточно сложен: так нажим типа “укол” выполняется 3-ми различными способами:

– “вдоль струны” – с резким ускорением смычка без углубления в струну;

– “от струны” – после краткого углубления в струну, смычок движется вверх наружу.

Для выработки навыка энергичной, острой атаки звука Ямпольский разработал специальное упражнение. Оно заключается в следующем:

– при струне, прижатой пальцем, (1 или 2) смычок становится у колодки и с акцентом отрывается от неё. Правая рука при этом идёт чуть от себя, но смычок не должен ползти на гриф. Такое упражнение полезно проводить с вибрированным акцентом так чаще и используется акцент в исполнительской практике.

Одним из важнейших элементов звукового мастерства является смена смычка. Очень часто даже у исполнителей наблюдается невежливая, продёргивающая смена.

По поводу выработки незаметной смены смычка написано очень много и предложено много вариантов, например:

– использование фингерштриха, т.е. доведение смычка пальцами и разворот кисти и это приводит к нарушению плавности;

– движение кисти у колодочки по траектории восьмёрки;

– основная рекомендация в том, что скорость движения смычка во всех вариантах достаточно велика;

. незаметная, автоитизированная смена смычка даже при ощутимой его скорости осуществляется “доведением” его до конца с помощью инерционного движения кисти, она сохраняет своё движение до конца, а вот предплечье за 5-10 см до колодочки начинает уже обратное движение.

И, наконец, проблемы касающиеся филировки звука. Продуманной методики работы над филировкой звука нет, исполнитель чаще опирается на свою интуицию.

Внутреннюю наполненность и эмоциональность.

7. Выводы

Обучение игры на инструменте не должно ограничивать только технологическим аспектом. Необходимо обращать внимание на слуховые ощущения. Которые возникают в процессе обучения, следить за качеством и художественным наполнением музыкальной речи.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
О том как сделать своими руками
Adblock
detector