Отмывка акварелью: приёмы и техника
Акварель является одной из наиболее сложных техник в живописи. Она требует от художника максимальной осторожности в отображении деталей, так как изменить или переделать что-либо в рисунке практически невозможно. Отмывка акварелью довольно проста в своем исполнении. Данная техника была чуть ли не единственным методом применения акварельных красок до возникновения импрессионизма.
Чем полезна акварельная отмывка?
Она используется для придания чертежу объема и демонстрации того, как рисуемый объект будет выглядеть в реальности. Отмывка – хоть и достаточно легкий, но продолжительный процесс. В архитектурных институтах ее преподают с первого курса, так как она является одним из основных средств архитектора. Ведь обыкновенный чертеж не способен дать точное представление неподготовленному зрителю о форме предмета. Отмывка акварелью помогает понять замысел, увидеть форму предмета и разглядеть цветовую гамму любому человеку. Для самого архитектора данная техника также очень полезна. Он получает возможность работать с цветом, находить наиболее подходящие сочетания материалов для реализации задуманного, уточнять соотношения тонов, достигать хорошо выраженного силуэта и объема рисуемого предмета.
Начало работы
Как делать отмывку акварелью? Этот процесс простой, но занимает много времени. Первый шаг в работе с отмывкой – это отделение световых участков рисунка от теневых. Все места, на которые падает тень, должны покрываться краской так, чтобы при высыхании они все же были немного светлее наиболее светлых рефлексов в затемненных участках. Далее все поверхности фрагмента должны быть покрыты наиболее легким тоном, который только возможен, практически водой. Но все ребра и плоскости, на которые воздействует свет под прямым углом, при этом должны оставаться нетронутыми.
Предварительно изучив эскиз, необходимо поделить чертеж на основные планы в зависимости от того, как они удаляются в глубину. Первый план всегда освещен гораздо сильнее, поэтому его надо изобразить светлее всех остальных. Слово «план» в конкретном случае подразумевает все вертикальные поверхности, которые параллельно расположены по отношению к фасадным плоскостям проекций.
Следующий этап
Вся поверхность рисунка, кроме его первого плана, должна быть покрыта легким раствором акварельной краски. После ее высыхания первый план будет выглядеть немного светлее, чем остальные, более глубокие. Чтобы такая работа, как отмывка акварелью, стала немного проще в выполнении, следует покрывать сразу все световые и теневые участки чертежа. При этом надо стараться сохранить светлыми ребра, находящиеся под световым источником, особенно если они находятся на первом плане.
Когда степень освещенности на светлых планах распределена, можно переходить к работе над теневыми участками. Места, которые расположены ближе всего к зрителю и находятся в тени, должны изображаться более насыщенными, чем те, что находятся на дальних планах. Последние прорисовываются более ослабленно, а подробности в градациях становятся меньшими.
Завершающий процесс
Завершающий этап в вопросе о том, как сделать отмывку акварелью, требует от художника особой осторожности. Все пространства на рисунке, которые являются замкнутыми и глубокими, должны меньше освещаться отраженными лучами в своих теневых частях. Такое правило должно четко соблюдаться, если дело касается проемов, в которых отображаются внутренние помещения. Затененные поверхности покрываются последовательно по существующим планам так же, как при отмывке освещенных участков, только в обратном порядке.
В последнюю очередь обрабатываются тени, находящиеся ближе всего к зрителю. На всех тех ребрах отображаемой детали, которые находятся в тени, надо оставить тоненькую полоску, несколько светлее самой тени. Эта процедура позволяет передать отчетливую рельефность формы. Также важно помнить, что на передних планах светящиеся ребра фигуры должны выглядеть более светлыми, чем те, которые находятся на задних, глубоких участках чертежа.
Разные способы отмывки
Существует не одна техника отмывки акварелью. Первая и наиболее легкая – черно-белая. Вначале детали прорисовываются тушью, а потом уже художник берет в руки краски. Наиболее важно в черно-белой отмывке правильно выбрать ракурс, то есть место, откуда предмет будет смотреться наиболее выразительно. Главные части силуэта должны хорошо просматриваться. Хоть данный тип отмывки и используется редко, он предоставляет начинающему архитектору самое важное – чувство тона. Чертеж находится в четком тоновом и нежном, сдержанном цветовом решении. Чаще всего эта техника используется для отображения разнообразных архитектурных проектов.
Цветная отмывка акварелью увеличивает диапазон световых участков. Она дает возможность художнику воплотить любое желаемое освещение на рисунке. Это может быть солнечный и яркий день, дождливый и пасмурный пейзаж, красочный закат или восход. Главное – определить, что именно надо отобразить в работе, выбрать правильный источник освещения. Если свет яркий, то цветовое разнообразие должно уменьшаться, а тени становиться контрастными, что позволяет хорошо отобразить объемность. И наоборот, если освещение рассеянное, то контрастность снижается, а цветовая нагрузка повышается.
Важные детали
Перед началом работы следует выбрать тему. Архитектурная отмывка акварелью предпочтительно используется в отображении более характерных и объемных видов зданий. Необходимо грамотно и красиво распланировать будущий чертеж. Ведь результат работы должен быть практически идентичен фотографическому изображению объекта. Качественный чертеж – пятьдесят процентов успеха. Он должен выполняться тушью, которая разбавляется до светло-серого оттенка. Чертеж делается легкими движениями руки, чтобы впоследствии он не просвечивался через акварель. В некоторых случаях можно применить цветной контур. Тогда голубой цвет станет главным в освещенных участках, а затемненные места потребуют красного или коричневого тона. Немаловажно и качество бумаги, так как чертежи требуют от художника предельной точности и аккуратности.
Отмывка в архитектурных чертежах
Отмывка акварелью в архитектуре требует большого мастерства художника. Необходимо обладать большим багажом знаний, уметь пользоваться свойствами красок, различать световые и цветовые природные явления, видеть многочисленные качества разнообразных фактур и прочее. После окончания работы в технике акварельной отмывки можно увидеть рельефный и объемный объект, который максимально приближен к своему реальному виду. Такой результат достигается художником путем проработки всех световых и теневых участков изображаемого предмета.
Kramscalemodels
Краматорский клуб масштабного моделизма
Методики проведения смывок
Должен заметить сразу – способы разработал не я, они известны давно, однако найти внятного описания методики, разбитого по шагам, я лично не смог. Между тем каждый способ таит в себе довольно много хитростей, неизвестных посвященному. Вот поэтому я и решил изложить то, чему научился более подробно.
Так что, мастера врядли найдут что-нибудь интересное, а вот новичкам, наверное будет интересно. Во всяком случае, когда я начинал – мне такой статьи очень не хватало. Кроме того, надеюсь, увидеть дополнения к перечисленным способам.
Способ 1. Два слоя краски
Принцип довольно простой – модель покрывается сначала одним слоем краски на основе одного расстворителя, затем вторым слоем, на основе другого (как вариант – краски могут быть на основе одного и того же расстворителя, но тогда их надо разделять слоем лака на основе другого расстворителя). Главное, чтобы расстворитель, которые может смысть верхний слой – не размывал нижний. В принципе, все просто, на деле же подводных камней я встретил достаточно.
Итак, для экспериментов была выбрана модель «Королевского тигра» от Звезды. Я решил сымитировать эффект обдирания зимнего камуфляжа и проступания через него старого, летнего.
Первый шаг, танк был покрашен с помощью тамиевской эмали XF-60 (646 расстворитель, можно использоватьи родно Х-20) в темно-желтый цвета. Поверх которого были нанесены красно-коричневе камуфляжные полосы XF-64 (эмаль, 646-ой расстворитель)
Второй шаг: после высыхания, танк был окрашен белым тамиевским акрилом ХF-20, разведенным родным расстворителем X-20А.
Третий шаг: затем, белый цвет с помошью кисточки предполагалось смывать слабым раствором Х-20А. На деле же, оказалось, что слабый раствор никакого эффекта не оказывает. Поэтому был взят неразбавленный расстворитель. Однако результат от смывки кистью оказался, мягко говоря – говенным. Во-первых, появилось большое количество грязи от размываемой краски. Во-вторых, сами пятна приобретали неестественную форму. В результате был найдена несколько иная методика. Сначала кисточкой смачивал всю поверхность детали, а затем шаркал по ней жесткой щетко для одежды. В результате с проблемами удалось справиться. Грязь соскребалась щеткой, а потертости появлялись, главным образом на выступающих частях. Т.е., примерно там, где им и положено было находится.
Данный способ можно использовать в том случае, когда нам нужно содрать только небольшую поверхность верхнего слоя.
Способ 2. Смывка водорастворимой краской
Второй способ отличается от первого несколько меньшей трудоемкостью, потому что водорастворимые краски смываются намного легче. Однако и площадь смываемой поверхности, тоже будет больше.
Методика тут проста. Берем обычную водорастворимую краску «Звезда» и наносим ее на модель из аэрографа или кистью в нужных нам местах. Затем, когда краска слегка подсыхаеть промываем ее водой используя кисть, либо прямо из под крана. Данный способо хорошо применять для имитирования эффекта ржавых потеков, например. Или затемнения.
Способ 3. Смывка красками (гуашь, акварель и т.п.)
Одна из основых целей, для которых я использую этот способ – это тонировать модель. Т.е. придать ей эффект потертости, пожухлости и т.п. Сам способ предельно прост: кисточкой наносите гуашь на поверхность модели, даете пару минут ей подсохнуть, а затем промываете водой из под крана. Комбинируя различные цвета, можно имитировать эффекты запыления, ржавчины, нагара и т.п. Кроме того, можно делать смесь – гуашь + спирт + вода и распылять ее аэрографом.
Способ 4. Смывка пастельными мелками
Итак, нам понадобятся – пастельные мелки (продаются в любом лабазе для художников), 20-30 мл водки или спирта и нечто напоминающее ступку, где этим мелки мы будем растирать.
Итак, первый шаг – подборка мелков по цвету. Я использую следующие цвета: кирпичный, оранжевый и т.п. для имитации ржавчины. Светло-серый, темно-серый, черный – для имитиации запыленности или грязи. Белый – для снега. В процессе покраски цвета придется комбинировать.
Шаг второй – измельчение. Для того, чтобы мелок использовать, его надо превратить в порошок, т.е. нужно истолочь. Лучше всего навестить какой-нибудь магазин химреактивов и купить себе ступку с пестиком, ну, либо найти им подходящую замену. Растирать мелки нужно до пылевидного состояния.
Шаг третий – заливка растворителем. В качестве растворителя, в идеале, лучше юзать медицинский спирт. За неимением онного сойдет водка (какчество значения не имеет, если только не собираетесь ее пить). Для усиления эффекта можно добавить немного уайтспирита. Главное, чтобы ваши краски, которыми была покрашена модель были не на спирто- или водорастворимой основе, иначе потечет все. Хотя тамиевский акрил держится нормально. Правда я его бодяжу 646-ым растворителем. Заливать мелки можно на глаз, чтобы получилась очень жидкая кашица с преобладанием жидкой фракции. Особых пропорций нет, со временем сами найдете нужное соотношение.
Шаг четвертый – нанесение раствора на модель. Прежде, чем “замазюкивать” модель получившейся субстанцией убедитесь, что она у вас полностью покрашена и все декали наклеены. Для нанесения мелового раствора лучше всего использоваль большую пушистую кисточку. С ее помощью покрывайте модель толстым слоем получишвейся кашицы, примерно так, как женщины намазывают себе разными масками. Пусть вас не пугает, что модель выглядит так, словно ее только что из под земли откопали – это все потом смоется. Во время нанесения, старайтесь побольше “кашицы” положить в различного рода углубления на корпусе.
Шаг пятый – смывка. Смывка делается просто. Берете стакан с водой, макаете туда кисточку и заливаете модель водой, по методу “обтекай любимая”. Вода, стекая по корпусу, будет уносить с собой излишки растворенных мелков, оставля после себя тонкую пленку “пыли”. Основная фишка процесса в том, что он происходит почти в естественных условиях – с выступающих поверхностей мелок будет смываться, в углубленях – застревать. В результате модель будет принимать вид “естественно загрязенной”
Шаг шестой – просушка. Ну, тут все просто. После окончания смывки модель нужно оставить на 2-3 часа – просхонуть.
Шаго седьмой – доводка. В качестве доводки я рекомендую нанести на модель эффект потертности разных частей. Либо методом “сухой” кисти, либо, что предпочтительнее – тамиевскими пигментами.
Шаг восьмой – покрытие лаком. Я так не делал еще, но, судя по всему – надо будет сделать. Дело в том, что модели покрытыми слоем мелка – немного мажутся, поэтому лучше всего покрыть их слоем прозрачного матового лака.
Как сделать смывку акварелью
серый какой? темный или светлый.
смывку не растворяют растворителем, а то она тебе всю краску сожрет, лучше всего подходит акрил на фейри. (акрил и звезды пойдет, но лучше всего последнее изобретение Александра Аканихина его смывочные пигменты)
вот тут писанина из инета есть
Для начала вам необходимо собрать все то, что может для этого понадобится. И так, нам понадобится:
модель
кисточка или ватные палочки
ватные диски или салфетки
сам раствор «смывки»
Безусловно самым важным в этом деле является раствор краски, который мы будем использовать в качестве самой смывки. Существуют различные способы. Например можно воспользоваться готовым средством или можно приготовить самому из подручных средств.
Если надумаете использовать средства, которые предлагают производители, то это может быть например средство от Promodeller. Оригинальный состав, имеет разную цветовую гамму, расфасован в маленькие сосуды, объемом 50 мл. Это очень удобно. Ничего плохого об этом составе сказать нельзя, многие моделисты «за бугром» пользуются этой штукой и рекомендуют именно её. Тут другая проблема — где и как достать?.
Если приблизится к нашим реалиям, то наверное большая часть моделистов (пусть поправят коллеги, если это не так) пользуются другим способом — все делают сами. При таком подходе можно применить несколько разных способов — кому что угодно. Вот например, в качестве можно использовать в качестве смывки:
акрил
акварель
масляные краски
эмали
простой карандаш
гуашь
Некоторые умельцы применяю даже морилку, которую в свою очередь широко применяют при обработке древесины. Тут самое главное пробовать и выбрать что удобней. У каждого из выше перечисленных способов есть свои плюсы и минусы. Например:
Эмали — токсичны, так как для своего разбавления используют растворители.
Масляные краски — долго сохнут, токсичны и требуют тщательного смешивания.
Карандаш — придает неестественный блеск.
Акварель и гуашь очень сложно нанести тонким слоем.
Есть также и достоинства:
Эмали, при разбавлении можно достигнуть разный оттенок.
Акрил — быстро, удобно и безвредно, что немаловажно если у Вас маленький ребенок в доме.
Масло очень хорошо для передачи малейших цветовых оттенков.
Если со способом определились, тогда двигаемся дальше. Какие могут быть нюансы?
разбавляйте акрил и гуашь при помощи Fairy для лучшего «сцепления» с поверхностью и увеличения текучести
наносить надо только на глянцевую поверхность! (если этого не учесть, то получите эффект «грязного снега»)
состав смывки должен быть агрессивным к поверхности, на которую вы хотите нанести
при применении эмалей, после нанесения будьте осторожны при использовании ватных материалов (возможно прилипание ворсинок)
Вообще все это не панацея, а лишь описание нескольких способов. Я уверен что имеются и другие. Опыт и только опыт вам поможет выбрать оптимальный способ смывки.
Смывка в моделизме
Техника washing или смывка. Что это такое?
Это выделение на рельефе углублений, щелей. Весь процесс заключается в том, что сильно жидкая красящая жидкость обильно наносится на поверхность, затекает во все щели и углы. Жидкость должна быть темнее основного цвета на 20-50%, кроме того она должна иметь другой химический состав. После этого излишки краски стираются салфетками, и краска остается только в углах и угублениях. Эффект сильнее заметен если применять глянцевую поверхность, иначе остатки краски будет очень и очень сложно удалить. Техника смывки в моделизме важна при масштабном уменьшении модели, так как при уменьшении становятся менее различимы некоторые детали реального прототипа.
Смывка как правило это жидко разведенная масляная краска в равной пропорции с растворителем. Такую смесь моделист может приготовить сам или воспользоваться готовым решением фирмы MiG Productions. Вы существенно сэкономите время и избавите себя от проблем по подбору нужного оттенка и требуемой кондиции.
Модель без применения смывки. Масляные точки и фильтр уже нанесены.
Смывка уже применена. Прекрасно видно, что модель стала более рельефной и стала больше похожа на реальный прототип.
Технология нанесения смывки в моделизме
Для идеального нанесения смывки необходима глянцевая поверхность. Но это очень часто редкость. Поэтому моделисты или сначала задувают глянцевым лаком или добавляют лак 5-10% в основной цвет и потом покрывают рабочую поверхность.
Очень важен размер и состояние кисти. Кисть должна иметь приличное состояние. Нанесение смывки желательно производить малой круглой кистью размером от №00 до №1, (не стоит брать большое колличество смывки за один раз) просто касаясь выступающих элементов: клепок, швов, болтов и др. Не берите на кисть большое колличест смывки сразу – это может привести к образованию клякс, которые придется убирать. Правильным решением будет — дать смывке как следует просохнуть. Далее следует удалить лишнюю смывку. Для этих целей можно воспользоваться ватной палочкой. Иногда может потребоваться более узкий инструмент — средняя кисть, смоченная в растворителе.
Смывку наносить нужно тонкой кистью. Для этого, нужно прикоснуться шва и смывка самостоятельно “польется” словно по калее. Таким образом нужно выделить все выступающие детали и швы модели. Стоит обратить внимание на образование клякс, они образуются если взять сразу много смывки.
По высыханию лишнюю смывку можно затереть используя ватную палочку. Это самый простой способ, но он может помочь не всегда.
Более популярен среди моделистов способ растушевывания кистью. Надо малую плоскую кисть немного смочить в растворителе. В случае, если вы взяли на кисть много растворителя, – просто воспользуйтесь бумажной салфеткой и оставьте на кисти нужное колличество.
После этого — растушуйте резкие границы, которые образовались при высыхании излишков смывки.
Техники нанесения смывки на масштабную модель
General wash — Общая смывка
Основной способ, применяемый в абсолютном большинстве случаев. При таком способе покрывается вся модель смывкой. Это делается для того, чтобы поверхность стала объемной. Результат очень заметен.
Здесь смывкой выдилены все выходящие за габариты участки и детали, это сразу придало модели объемность.
На катках смывку нужно наносить в большем количестве, чем обычно так как катки будут еще покрыты слоем пыли.
Address wash — Точечная смывка
При этом способе смывкой покрывают не всю модель, а только на нужную деталь для выделения ее на фоне остальной поверхности. Точечная смывка, очень часто производится тоном немного темнее основной смывки. Выделение решеток радиатора у автомобиля — типичный пример использования этого вида смывки.
Смывка темного цвета наностится на решетку радиатора. Лучше делать это с большим вниманием, чтобы она не заляпала окружающие участки.
После высыхания, лишняя смывка акуратно удаляется при помощи сухой ватной палочкой. Обратите внимание, что её НЕ надо мочить в растворителе.
Смывка на шкале наведения зенитного орудия.
Flowing wash — Мягкая смывка
Эта смывка идеально подходит для поверхностей с текстурой, таких как, надгусенечные полки с характерными рисунками рифления.Рассмотрим пример использования мягкой смывки.
Нам необходимо выполнить смывку рифленых фендеров. Для этого, сначала немного увлажняем поверхность растворителем.Обратите внимание, что нужно не перелить, а всего лишь увлажнить участок поверхности – это очень важно для результата.
По причине того, что поверхность была увлажнена с помощью растворителя, смывка растеклась гораздо эффективнее и выделила рельеф гораздо менее заметно, чем если бы была смывка на сухую поверхность.
Важно помнить, что делая смывку для каждого основного оттенка характерны определенные цвета смывок.
Основной зеленый
В ситуациях, когда предложится возможность тонировать технику, которая окрашена в зеленый цвет, рекомендуем применить смывку Dark wash — для всех оттенков зеленого.Еще можно применить смывку Cold Grey wash.
Dark Wash замечательно справилась с выделением заклепок и швов на танке Mk V (был окрашен в Bronze Green)..
Темная смывка Dark Wash нанесена и на пилотируемую ракету Фау-1, которая окрашена в более светлый зеленый. Это наглядный пример использования смывки не только в бронетехнике, но и в авиации.
Основной песочный
При тонировке сборных моделей, которые окрашены в темно-желтый цвет Dunkel Gelb, нужным образом подойдут Neutral и Brown Wash. Это визуально выглядит более котрастно и лучше всего ее применять для “изношенных” видов техники, а нейтральная, наоборот, менее заметна и нужнее для более “новеньких” прототипов.
К модели Famo применена смывка Brown Wash (коричневая). Посмотрите, как хорошо выделен рельеф модели.
На этом танке была выполнена смывка нейтрального действия Neutral Wash. Она подходит для более светлых оттенков.
Основной серый
Если вы работаете с моделью, которая окрашена в немецкий серый цвет, то вероятнее Вам придется иметь дело со смывкой Dark Wash, Cold Grey wash.
Смывка для многоцветного камуфляжа
При окраске камуфлированной бронетехники, лучшим вариантом являются Brown и Dark wash. В таком случае, смывка темная видится значительнее контрастной, чем коричневого оттенка и лучше для камуфляжных вариаций, где больше зелёного. В случае песочного как основного, то предпочтительнее использовать смывку коричневого оттенка.
Тигр после применения Brown wash. Не сильно босается в глаза. Смывка получилась не очень контрастирующей с окружающей поверхностью..
При тонировке бронедрезины была применена Dark wash. Темная смывка на 3х-цветном камуфляже выглядит значительно контрастнее.
Камуфляж для зимы
Была использована нейтральная смывка Neutral wash. Если применить темные смывки, то они здесь явно могут испортить поверхность и будет заметна перетонировка.
Зимний StuG` — Neutral wash. Другим вариантом смывки может быть зимняя Winter wash.
Техника гражданского назначения
В связи с великим множеством цветов, все в каждом случае нужно рассматривать отдельно. Вероятнее вам подойдет смывка темного оттенка Dark wash, она является наиболее универсальной. При нанесении обратите внимание, что бы не допустить появления излишков, так как гражданская машина должна выглядеть гораздо солиднее, чем ее военный вариант.
Смывка Dark wash это оптимальный вариант для тонировки этого Опеля. Видите, как смывка обозначила доски кузова и жалюзи воздухозаборников.
Здесь тоже была применена таже смывка для Мерседес 4500.