Мастер-класс Владимира Яшина #3: Смывка
Остались за плечами выходные! Уверен, что многие из вас посвятили эти дни любимому хобби! Возможно, кто-то даже успел закончить текущие проекты или поэкспериментировать с новыми технологиями? Вот и у меня получилось выкроить некоторое время на завершение очередного виртуального мастер-класса. Результат этих трудов я и хочу представить сегодня. На этот раз речь пойдет о смывке – великой и ужасной! Почему “великой” и почему ”ужасной”? Все просто – при должной аккуратности, эта техника преобразит вашу модель и сделает её гораздо выигрышнее, если же применять смывку бездумно или без надлежащей аккуратности, то можно свести на нет все предыдущие усилия, попросту испортив всю работу. Итак, отставьте на несколько минут все ваши неотложные дела, вас ждет “великий и ужасный” мир смывок!
Что такое смывка?
Для дальнейшего удобства, давайте сначала разберемся в терминологии. Что такое смывка и почему она так называется? Этот термин, как водится, перекочевал к нам от западных коллег моделистов, которые называют эту технику wash (смывка), что скорее всего обусловлено тем, что излишки темного красителя, образовавшиеся при нанесении смывки, приходится попросту смывать с модели. Среди отечественных моделистов некоторое время назад был очень распространен термин “заливка”, который обозначал ту же технику. Видимо, название вошло в массы интуитивно и основывалось на том, что краситель как бы заливается в швы. Этот термин часто встречается и сейчас, поэтому не удивляйтесь, встретив его в описании чьей-либо модели. Чтобы избежать путаницы — помните, смывка и заливка, это одно и то же! Лично мне, термин смывка гораздо привычнее, поэтому в дальнейшем буду использовать именно его.
Модель до нанесения смывки. Обратите внимание, что уже нанесены фильтр и масляные точки.
Модель после нанесения смывки. Отлично видно, что модель приобрела рельеф и стала выглядеть гораздо реалистичнее.
Техника нанесения смывок.
Наносить смывку желательно малой круглой кистью в диапазоне от №00 до №1, просто касаясь швов, клепок, болтов и других выступающих элементов. Не стоит брать на кисть слишком много смывки за раз – это грозит образованием клякс, которые придется сводить с модели. Лучше проявить терпение и потратить несколько больше времени на эту процедуру. Размер и состояние кисти очень важны! Не стоит гнаться за экономией, нанося смывку старой растрепанной кистью, ведь, чем аккуратнее вы её нанесете, тем меньше хлопот будет при удалении излишков, а значит, вы потратите меньше времени и получите более аккуратный результат. Совершенно необходимо дать смывке полностью просохнуть. После этого можно удалять излишки. Проще всего это сделать ватной палочкой, попросту счищая все лишнее. Однако, этот способ не всегда возможен. В таком случае, излишки растушевываются плоской средней кистью, смоченной в растворителе (это может быть, как фирменный растворитель от MiG Productions, так и обычный уайт-спирит).
Смывка наносится на модель тонкой кистью. Для аккуратного нанесения, достаточно просто коснуться шва и смывка сама “побежит” по нему, как по желобу. Этим незатейливым способом выделяются все швы и выступающие элементы модели. Очень важно делать эту операцию с минимальным количеством клякс, для этого старайтесь не брать на кисть сразу много смывки. Спешка в данном деле – не лучший помощник.
После высыхания излишки можно удалить с помощью ватной палочки, попросту счищая лишнюю краску. Это самый простой способ, но он подходит далеко не всегда.
Более универсален способ растушевывания кистью. Для этого надо малую плоскую кисть слегка смочить в растворителе. Если вы взяли на кисть больше растворителя, чем нужно – просто коснитесь бумажной салфетки и тогда на кисти останется оптимальное его количество.
Затем просто растушуйте резкие грани, образовавшиеся при высыхании излишков смывки.
Можно условно разделить смывки на три вида. Ниже предлагаю подробнее рассмотреть особенности их нанесения и главные отличия.
Общая смывка
Основной прием, который используется в абсолютном большинстве случаев. Его суть заключается в его названии, то есть, смывка делается по всей поверхности модели с целью сделать её объемной, визуально выделив рельеф. Значение этого приема на итоговый результат колоссально – ведь смывка является, едва ли не самым заметным из всех видов тонировки! Мы уже подробно рассмотрели нанесение общей смывки, на примере башни Panzer`а IV. Давайте еще раз обратим внимание на характерные особенности этого приема.
Хорошо заметна общая смывка на корпусе этой Пантеры. Обратите внимание, что смывкой выделены все швы, болты, крепежи для инструментов, в общем все углубления и выступающие элементы, что сразу придало модели рельефность.
Отлично виден эффект от нанесения смывки на примере деревянного кузова от трехтонника. Смывка подчеркнула швы между досками и выделила заклепки. Благодаря этому деталь заметно приобразилась.
Что касается катков, то смывка на них делается по тому же принципу, что и на корпусе. Только здесь можно наносить немного больше смывки, ведь в дальнейшем катки будут покрыты слоем пыли.
Адресная смывка
Теперь давайте рассмотрим адресную смывку — более специфичный вид этой техники. Опять же, её название говорит само за себя – смывка наносится не на всю модель, а только на определенный участок, с целью выделить его на фоне остальной поверхности. Адресная смывка, зачастую выполняется более темным тоном, на фоне общей смывки более светлого оттенка. Иной раз она может быть и более светлой – все зависит от каждого конкретного случая. Типичными примерам адресной смывки можно считать выделение решеток радиатора на моделях грузовиков и автомобилей, выделение шкал приборов наведения на артиллерии или щелей для смотровых приборов бронетехники. Давайте рассмотрим этот способ на конкретном примере.
Темная смывка наностится на решетку радиатора и в углубления воздухозаборников. Лучше делать это максимально аккуратно, чтобы она не попала на окружающие детали, которые уже были выделены смывкой более светлого оттенка.
После высыхания, излишки акуратно удаляются сухой ватной палочкой. Её НЕ нужно смачивать в растворителе.
Другой типичный случай – адресная смывка была сделана на шкале наведения зенитного орудия Flak 18. Обратите внимание, как “заиграл” этот элемент после нанесения смывки. Цифры и насечки стали отлично заметны!
Мягкая смывка
Ну вот мы и подошли к третьему виду – мягкой смывке. И снова её назание говорит о том, в чем заключается основная её особенность. Эта смывка идеально подходит для текстурированных поверхностей, таких как, рифленые полики боевого отделения или, например надгусенечные полки немецкой бронетехники (Fenders) с типичными рисунками рифления. Кроме того, можно использовать мягкую смывку для тонировки бетонной брони, которая нередко встречалась во второй мировой войне на немецких и американских танках, а также для грубо литых деталей – масок орудий и командирских башенок. Обычная смывка плохо подойдет для всех этих случаев по той простой причине, что деталь станет выглядеть слишком темной и перетонированной. Рассмотрим способ применения мягкой смывки на конкретном примере.
Нам нужно сделать смывку на рифленых фендерах немецкой четверки. Для этого, сначала увлажняем поверхность растворителем. Очень важно не залить, а именно увлажнить поверхность – это критично для последующего результата.
Теперь можно наносить смывку. Благодаря тому, что поверхность увлажнена растворителем, смывка растекается гораздо лучше и выделяет рельеф гораздо менее контрастно, чем сделала бы это насухо.
Делая смывку, важно помнить, что для каждого базового оттенка подходят определенные цвета смывок. Давайте остановимся подробнее на этом моменте:
БАЗОВЫЙ СЕРЫЙ
Если вы работаете с моделью, окрашенной в немецкий серый цвет, либо в различные комбинации с использованием Panzergrau, то оптимально будет использовать темную смывку Dark Wash, либо новую смывку Cold Grey wash.
Смывка Dark Wash нанесена на эту модель самоходного сарая SiG 33. Обратите внимание, что на сложных объектах смывку лучше делать по модулям – корпус отдельно, орудие отдельно. Это заметно облегчит работу.
Та же тёмная смывка нанесена на монстра Vomag, окрашенного в камуфляж из базового Panzergrau и пятен Dunkelgelb.
БАЗОВЫЙ ПЕСОЧНЫЙ
При тонировке моделей, окрашенных в темно-желтый цвет, например немецкий Dunkel Gelb, оптимально подходят коричневая смывка Brown Wash и нейтральная Neutral wash. Коричневая смывка выглядит более котрастно и подходит для “потрепанных” моделей, а нейтральная, напротив, менее заметна и подходит для более “свежих” аппаратов.
На модель КраноМонстра Famo нанесена коричневая смывка Brown Wash. Обратите внимание, как хорошо выделился рельеф модели.
На этом Хочкиссе сделана нейтральная смывка Neutral Wash. Она хорошо подходит для более светлых оттенков. Адресная смывка вокруг люков сделана темной смывкой.
КАМУФЛЯЖ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЦВЕТОВ
При окраске камуфлированной бронетехники, оптимальными являются коричневая смывка Brown wash и темная Dark wash. При этом, темная смывка получается гораздо более контрастной, чем коричневая и лучше подходит для камуфляжных схем, где преобладает зеленый. Если же песочный является основным в схеме, то предпочтительнее использовать коричневую смывку.
На эту бронедрезину нанесена темная смывка Dark wash. Обратите внимание, что темная смывка на трехцветном камуфляже выглядит гораздо контрастнее.
БАЗОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ
В случаях, когда предстоит тонировать технику, окрашенную в зеленый цвет, например советский 4БО, рекомендую запастись темной смывкой Dark wash. Она отлично подойдет для всех оттенков зеленого. Также, можно воспользоваться и новой смывкой Cold Grey wash.
Темная смывка Dark Wash хорошо справилась с выделением швов и заклепок на этом монстре Mk V, окрашенном в темный цвет Bronze Green.
Та же смывка нанесена и на пилотируемую версию ракеты Фау-1, окрашенную в более светлый оттенок зеленого. Как видно, смывка вполне подходит не только для моделей бронетехники, но и для авиации.
ЗИМНИЙ КАМУФЛЯЖ
Если вам предстоит столкнуться с тонировкой зимней техники, то оптимальными оттенками будут Нейтральная смывка Neutral wash и новая Зимняя смывка Winter wash. Они отлично подойдут и при тонировке такой экзотики, как санитарные машины или техника войск ООН.
На модели этого санитарного Кранквагена использовалась нейтральная смывка Neutral wash. Более темные смывки будут совершенно неуместны на белой поверхности. Сразу будет заметно, что модель перетонирована.
Что касается этого зимнего StuG`а, то здесь использован тот же самый оттенок – Neutral wash. Другим оптимальным для данного случая оттенком может быть зимняя смывка Winter wash.
ГРАЖДАНСКАЯ ТЕХНИКА
По причине большого многообразия цветов, в которые может быть окрашен тот или иной образец гражданской техники, я не могу дать единый рецепт для всех моделей. Здесь все зависит от каждого конкретного случая.
Опираясь на свой опыт могу сказать, что наиболее универсальной является темная смывка Dark wash. Очень важно наносить её аккуратно, не допуская появления излишков, ведь гражданский автомобиль или грузовик дожен выглядеть гораздо оптрятнее, чем его фронтовой коллега.
Как бы удивительно это ни было, но темная смывка Dark wash оказалась оптимальной для тонировки ярко-желтого Опеля. Обратите внимание, как смывка выделила доски кузова и жабры воздухозаборников.
Та же самая темная смывка оказалась к лицу и этому грузовику Мерседес 4500, несущему броский сине-красный окрас.
Смывка/Заливка
Наиболее часто задаваемые вопросы
1) Что такое смывка/заливка?
Заливка является одним из самых древних способов тонирования моделей-копий. Заливку практикуют широкие массы моделистов. Методом заливки выполняется акцептирование отдельные элементов модели, некоторых панелей. Заливка придает окраске глубину и усиливает контраст, подчеркивая формы изделия.
2) Что необходимо для выполнения тонирования методом заливки?
Обычно используется смесь красок темно-коричневого цвета, обычно масляных или эмалевых, разведенных раствори течем на 70 или ВО %. Состав наносится па модель круглой мягкой кисточкой Л? 2 или Ус 4. Если модель окрашена эмалью, то лучше использовать заливку из акриловой краски и наоборот. Главное. чтобы растворитель для заливки был нейтрален но отношению к краске, которой окрашена модель.
3) Как наносить заливку?
Заливка наносится кисточкой на участки модели, которые необходимо выделить. Через несколько минут после нанесения состав, обработанные поверхности промываются кисточкой, смоченной в чистом растворителе для заливки. Красящие пигменты, в этом случае, останутся только в углублениях.
4) Что символизирует заливка?
Заливка символизирует набившуюся во впадины и вокруг головок болтов и прочих выступающих элементов пыль.
5) Когда выполнять тонирование заливкой?
Заливка выгоднее смотрится на окрашенных в светлые тона моделях. А вообще заливка выполняется всегда, когда необходимо усилить контраст отдельных элементов модели.
Статьи о смывке:
Смывка представляет из себя жидко разведенную масляную краску в пропорции, приблизетельно 50% на 50% с растворителем.»
Попытка собрать воедино и упорядочить основные способы смывки для выделения расшивки и рельефа на моделях.»
Всем известны вышеперечисленные методы, но фильтр и «масляные точки» все привыкли видеть результат на наземной технике (бронемашины или автомобили). В который раз я попробовал все это проделать на моделях самолетов и теперь не могу понять, почему «авиаторы» не пользуются этими приемами.
Видео о смывке:
Kramscalemodels
Краматорский клуб масштабного моделизма
Методики проведения смывок
Должен заметить сразу – способы разработал не я, они известны давно, однако найти внятного описания методики, разбитого по шагам, я лично не смог. Между тем каждый способ таит в себе довольно много хитростей, неизвестных посвященному. Вот поэтому я и решил изложить то, чему научился более подробно.
Так что, мастера врядли найдут что-нибудь интересное, а вот новичкам, наверное будет интересно. Во всяком случае, когда я начинал – мне такой статьи очень не хватало. Кроме того, надеюсь, увидеть дополнения к перечисленным способам.
Способ 1. Два слоя краски
Принцип довольно простой – модель покрывается сначала одним слоем краски на основе одного расстворителя, затем вторым слоем, на основе другого (как вариант – краски могут быть на основе одного и того же расстворителя, но тогда их надо разделять слоем лака на основе другого расстворителя). Главное, чтобы расстворитель, которые может смысть верхний слой – не размывал нижний. В принципе, все просто, на деле же подводных камней я встретил достаточно.
Итак, для экспериментов была выбрана модель «Королевского тигра» от Звезды. Я решил сымитировать эффект обдирания зимнего камуфляжа и проступания через него старого, летнего.
Первый шаг, танк был покрашен с помощью тамиевской эмали XF-60 (646 расстворитель, можно использоватьи родно Х-20) в темно-желтый цвета. Поверх которого были нанесены красно-коричневе камуфляжные полосы XF-64 (эмаль, 646-ой расстворитель)
Второй шаг: после высыхания, танк был окрашен белым тамиевским акрилом ХF-20, разведенным родным расстворителем X-20А.
Третий шаг: затем, белый цвет с помошью кисточки предполагалось смывать слабым раствором Х-20А. На деле же, оказалось, что слабый раствор никакого эффекта не оказывает. Поэтому был взят неразбавленный расстворитель. Однако результат от смывки кистью оказался, мягко говоря – говенным. Во-первых, появилось большое количество грязи от размываемой краски. Во-вторых, сами пятна приобретали неестественную форму. В результате был найдена несколько иная методика. Сначала кисточкой смачивал всю поверхность детали, а затем шаркал по ней жесткой щетко для одежды. В результате с проблемами удалось справиться. Грязь соскребалась щеткой, а потертости появлялись, главным образом на выступающих частях. Т.е., примерно там, где им и положено было находится.
Данный способ можно использовать в том случае, когда нам нужно содрать только небольшую поверхность верхнего слоя.
Способ 2. Смывка водорастворимой краской
Второй способ отличается от первого несколько меньшей трудоемкостью, потому что водорастворимые краски смываются намного легче. Однако и площадь смываемой поверхности, тоже будет больше.
Методика тут проста. Берем обычную водорастворимую краску «Звезда» и наносим ее на модель из аэрографа или кистью в нужных нам местах. Затем, когда краска слегка подсыхаеть промываем ее водой используя кисть, либо прямо из под крана. Данный способо хорошо применять для имитирования эффекта ржавых потеков, например. Или затемнения.
Способ 3. Смывка красками (гуашь, акварель и т.п.)
Одна из основых целей, для которых я использую этот способ – это тонировать модель. Т.е. придать ей эффект потертости, пожухлости и т.п. Сам способ предельно прост: кисточкой наносите гуашь на поверхность модели, даете пару минут ей подсохнуть, а затем промываете водой из под крана. Комбинируя различные цвета, можно имитировать эффекты запыления, ржавчины, нагара и т.п. Кроме того, можно делать смесь – гуашь + спирт + вода и распылять ее аэрографом.
Способ 4. Смывка пастельными мелками
Итак, нам понадобятся – пастельные мелки (продаются в любом лабазе для художников), 20-30 мл водки или спирта и нечто напоминающее ступку, где этим мелки мы будем растирать.
Итак, первый шаг – подборка мелков по цвету. Я использую следующие цвета: кирпичный, оранжевый и т.п. для имитации ржавчины. Светло-серый, темно-серый, черный – для имитиации запыленности или грязи. Белый – для снега. В процессе покраски цвета придется комбинировать.
Шаг второй – измельчение. Для того, чтобы мелок использовать, его надо превратить в порошок, т.е. нужно истолочь. Лучше всего навестить какой-нибудь магазин химреактивов и купить себе ступку с пестиком, ну, либо найти им подходящую замену. Растирать мелки нужно до пылевидного состояния.
Шаг третий – заливка растворителем. В качестве растворителя, в идеале, лучше юзать медицинский спирт. За неимением онного сойдет водка (какчество значения не имеет, если только не собираетесь ее пить). Для усиления эффекта можно добавить немного уайтспирита. Главное, чтобы ваши краски, которыми была покрашена модель были не на спирто- или водорастворимой основе, иначе потечет все. Хотя тамиевский акрил держится нормально. Правда я его бодяжу 646-ым растворителем. Заливать мелки можно на глаз, чтобы получилась очень жидкая кашица с преобладанием жидкой фракции. Особых пропорций нет, со временем сами найдете нужное соотношение.
Шаг четвертый – нанесение раствора на модель. Прежде, чем “замазюкивать” модель получившейся субстанцией убедитесь, что она у вас полностью покрашена и все декали наклеены. Для нанесения мелового раствора лучше всего использоваль большую пушистую кисточку. С ее помощью покрывайте модель толстым слоем получишвейся кашицы, примерно так, как женщины намазывают себе разными масками. Пусть вас не пугает, что модель выглядит так, словно ее только что из под земли откопали – это все потом смоется. Во время нанесения, старайтесь побольше “кашицы” положить в различного рода углубления на корпусе.
Шаг пятый – смывка. Смывка делается просто. Берете стакан с водой, макаете туда кисточку и заливаете модель водой, по методу “обтекай любимая”. Вода, стекая по корпусу, будет уносить с собой излишки растворенных мелков, оставля после себя тонкую пленку “пыли”. Основная фишка процесса в том, что он происходит почти в естественных условиях – с выступающих поверхностей мелок будет смываться, в углубленях – застревать. В результате модель будет принимать вид “естественно загрязенной”
Шаг шестой – просушка. Ну, тут все просто. После окончания смывки модель нужно оставить на 2-3 часа – просхонуть.
Шаго седьмой – доводка. В качестве доводки я рекомендую нанести на модель эффект потертности разных частей. Либо методом “сухой” кисти, либо, что предпочтительнее – тамиевскими пигментами.
Шаг восьмой – покрытие лаком. Я так не делал еще, но, судя по всему – надо будет сделать. Дело в том, что модели покрытыми слоем мелка – немного мажутся, поэтому лучше всего покрыть их слоем прозрачного матового лака.