Как сделать снегоход топтыгин

SAshoK763 › Блог › Строим самодельный снегоход | Вся проделанная работа в одной записи

b26931cs 100

Всем привет! Как и обещал, выкладываю весь процесс постройки нашего снегохода в одной записи.

Начну с предисловия: это уже третий снегоход, который мы строим. Первый был на 13 лошадиных сил и выглядел вот так:

6b768d5s 960

Подробнее о его постройке можно почитать в этой записи:
www.drive2.ru/c/1482657/
Ходовые качества снегохода продемонстрированы в видеоролике:

Позже появилась идея построить ещё один снегоход, который был бы легче и мощнее (с мотором на 15 лошадиных сил).
Получился он таким:

5e8e8d5s 960

Бегает он весьма недурно:

По данному снегоходу также снимался видеоблог о постройке и те, кому интересно, могут посмотреть его ЗДЕСЬ:

После 15-ти сильного снегохода появилась мысль построить что-то кардинально новое на абсолютно другой раме, более длинной гусенице и, главное — с более мощным мотором. Данный проект получил название «Вепрь».

a0ce8d5s 960

О нем мы сегодня и поговорим.

Постройка началась с приобретения мотора. Очень удачно и за адекватные деньги подвернулся американский двигатель briggs & stratton серии vanguard. Б/у с пробегом 200 моточасов он обещал выдать свои «не китайские» 22 лошади. Во многом это нас и подкупило.

7e6e8d5s 960

Далее стали прикидывать раму с абсолютно новой компановкой моторного отсека, рулевой колонки и гусеницы. Двигатель было решено разместить максимально близко к гусенице, тем самым улучшив развесовку. Обо всем этом более подробно рассказывается в первой части видеоблога:

Как говорится, начало положено!
Далее приехали наши заказанные запчасти из Рыбинска, самой главной из которых был реверс-редуктор.
Многие в комментариях к первым снегоходам писали: «А задний ход есть?»
А зачем он нужен, когда снегоход весит не более 150 кг? Не составит большого труда спрыгнуть и развернуть его на месте.
Ну, а на «Вепре» все же решили попробовать поставить.
Встречайте! Реверс-редуктор производства г. Рыбинск с нутром от «Бурана»:

4dbe8d5s 960

Почему я его назвал главной запчастью? Да потому что очень многое зависит от того, насколько компактно удастся установить его в моторный отсек в паре с двигателем и вариатором. Весит он немало и ради сохранения поперечной развесовки нам пришлось смещать двигатель. Обо всем этом более подробно во второй части видеоблога:


После изготовления рычагов можно было приступать к изготовлению рулевой колонки.
Т.к. двигатель смещен ближе к водителю, то колонку пришлось делать над ним, для чего потребовалось изготовить надрамник:

В итоге у нас получилась конструкция, подобная тем, что используется на современных снегоходах, только более упрощённая.

fef18d5s 960

459e8d5s 960

Первый запуск!
Очень важным моментом постройки стал первый запуск. Напомню, что двигатель мы брали б/у и ранее не запускали. Поэтому было очень важно убедиться в его полной исправности. Накинули топливный бак, подключили датчик давления масла, соединили с АКБ и…

Двигатель нашел свое место, исправно работал и можно было приступать к изготовлению глушителя. Глушитель пришлось изготавливать самим от начала до конца, т.к. стандартный упёрся бы в вариатор. Как мы это делали и что у нас получилось — смотрим в шестом выпуске:

Ну что, на этот момент наша конструкция приобретает черты настоящего снегохода.

5ede8d5s 960

Дабы показать получившийся общий вид и кинематику работы подвески, выходит один из самых интересных выпусков:

Завершим сегодняшний рассказ началом работ над внешним видом снегохода, а именно изготовлением облицовки:

Источник

Как сделать снегоход топтыгин

Двухместный снегоход «Топтыгин»

Итак, от автора самодельных снегоходов — описание изготовления самого мощного «палочника» (снегохода, имеющего гусеницу с траками из деревянных брусков) по прозвищу «Топтыгин».

toptigin 00m

Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем от мотоцикла «Иж-Планета-3».

Конструкция. «Топтыгин» — это трёхопорный, двухместный снегоход с гусеничным движителем и несимметрично расположенным двигателем от мотоцикла «Иж-Планета-3».

toptigin 01m

Снегоход «Топтыгин»:
1 — рулевая лыжа (2 шт.); 2 — антиклевковая оттяжка (2 шт.); 3 — капот-обтекатель (дюралюминий, лист s1); 4 — фара (от трактора); 5 — ветровое стекло (оргстекло s5); 6 — руль; 7 — инструментальный ящик (бакелитовая фанера s5); 8 — сиденье (фанера, поролон, кожзаменитель); 9 — ограждение багажника (стальная труба d16); 10 — облицовка гусеничной ниши (бакелитовая фанера s5); 11 — гусеничный движитель; 12 — багажник; 13 — рама; 14 — пол.

toptigin 02m

Компоновочная схема снегохода:
1 — рулевая лыжа (2 шт.); 2 — антиклевковая оттяжка (2 шт.); 3 — двигатель (от мотоцикла «Иж-Планета-3»); 4 — бензобак (10-л металлическая канистра); 5 — руль; 6 — инструментальный ящик; 7 — сиденье (фанера, поролон, кожзаменитель); 8 — спинка сиденья (поролон, кожзаменитель); 9 — багажник; 10 — натяжной механизм гусеницы (2 шт.); 11 — гусеница; 12 — натяжной узел гусеничного движителя; 13 — опорная лыжа; 14 — поддерживающая лыжа (2 шт.); 15 — приводной узел гусеничного движителя; 16 — пусковой рычаг; 17 — рычаг переключения передач; 18 — поворотный кулак (2 шт.); 19 — удлинительная втулка со звёздочкой; 20 — рама; 21 — пол; 22 — фонарь габаритного огня (2 шт.); 23 — натяжитель цепи промежуточного вала; 24 — рычаг поворотного кулака (2 шт); 25 — рулевой вал; 26 — рулевая тяга (2 шт.).

Двигатель смещён вправо от оси симметрии перед водителем. При такой компоновке обошелся без промежуточного вала. Правда, в трансмиссии пришлось выходную звёздочку вторичного вала перенести наружу на удлинительную втулку. Длина её выбрана такой, чтобы цепь привода проходила между лонжероном рамы и гусеницей. Умышленно не привожу точных размеров втулки по длине — они зависят от расположения двигателя на раме. Компоновка позволила без переделок и подгонок пользоваться штатной педалью переключения передач, управляя ею теперь правой ногой. А для удобства пуска двигателя установил дополнительный рычаг на стойку рамы и соединил его тягой со штатным пусковым рычагом двигателя.

Читайте также:  Как сделать блокнот с фотками

toptigin 03m

Узел удлинительной втулки выходной звёздочки вторичного вала двигателя:
1 — удлинительная втулка (сталь); 2 — шлицевая вставка; 3 — выходная звёздочка; 4 — корпус подшипника; 5 — подшипник; 6 — шток механизма сцепления; 7 — картер двигателя; 8 — крепёжный болт корпуса подшипника к лонжерону рамы.

Особенность рамы в том, что она трапециевидная (расстояние между её лонжеронами впереди больше, чем сзади). Но это скорее дизайнерское решение, чем конструкторское.

Дуги опорной и поддерживающих лыж рекомендую приваривать к раме после установки на ней ведущего и ведомого валов и предварительного натяжения гусеничной ленты.

toptigin 04m

Рама:
1 — лонжерон (сталь, прокатный уголок 45×45, 2 шт.); 2 — втулка поворотного кулака рулевой лыжи (стальная труба d42×52, 2 шт.); 3 — бампер (стальная труба d22); 4 — верхний подкос (стальная труба d22, 2 шт.); 5 — подкапотная дуга (стальная труба d22); 6 — портал (стальная труба d22); 7 — нижний подкос (стальная труба d22, 2 шт.); 8 — продольная балка пола (стальная труба d22, 2 шт.); 9 — поперечная дугообразная стойка пола (стальная труба d22, 2 шт.); 10 — дуга под держивающих лыж (стальная труба d22); 11 — дута спинки сиденья; 12 — ограждение багажника (стальная труба d16, 2 шт.); 13 — задний портал (стальная труба d22); 14 — фаркоп; 15 — накладка (стальной прокатный уголок 45×45, 2 шт.); 16 — дуга опорной лыжи (стальная труба d22); 17 — косынка (стальной лист s4, по потребности); 18 — траверса (стальная труба d36); 19 — упор для механизма натяжения гусеницы (стальной лист s4).

Гусеничный движитель — подобен тем, что уже были на предыдущих снегоходах, только увеличены его ширина и длина (количество траков) гусеницы. Движитель состоит из переднего ведущего вала с резиновыми звёздами, заднего ведомого вала с резиновыми роликами, опорной лыжи, двух поддерживающих лыж и гусеничной ленты с траками.

toptigin 05m

Гусеница:
1 — трак (берёзовый брус 45×25, компл.); 2 — несущая полоса (2 шт.); 3 — соединительная накладка (резинотканевая транспортёрная лента 40×10); 4 — специальная шайба «бонка» (дюралюминий); 5 — крепёжные детали.

Гусеница — определяющий конструкцию машины узел (по ней и снегоход называется гусеничным). Я использовал самый дешёвый её вариант. Состоит она из пары несущих продольных ремней сечением 40?10 мм и достаточно большого количества поперечных траков — деревянных брусков сечением 45?25 мм (из-за таких траков подобный тип самодельных снегоходов называют «палочниками»). Траки прикреплены к ремням болтами.

Под головки болтов подложены специальные литые дюралюминиевые шашечки («бонки»), которые при движении по косогору устраняют сход гусеницы с опорной лыжи, а выступающие стержни болтов с гайками — боковое скольжение самого снегохода. Использование эффекта скольжения опорной лыжи по обледенелым тракам позволяет ехать даже накатом.

Собранная гусеничная лента выполняет несколько совмещённых функций: движителя с грунтозацепами, бесконечной дорожки скольжения для опорной лыжи и своеобразной цепи, передающей мощность от двигателя через резиновые звёздочки ведущего вала на снежную целину.

Ведущий вал и ось натяжного узла собираются свариванием с предварительной проверкой на биение и кривизну. Для нормальной работы особая точность не требуется. Кривизна кончиков валов компенсируется применением самоустанавливающихся подшипников.

Читайте также:  Как сделать мобильную версию ucoz сайта

toptigin 06m

Узел приводного вала:
1 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s25, 2 шт.); 2 — приводной вал (стальная труба d42×32); 3 — прижимной диск зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 4 — щека зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 — косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — наконечник вала (сталь, круг 42, 2 шт.); 7 — ступица приводной звёздочки вала (сталь, круг 60); 8 — приводная звёздочка (z=15, t=15,875); 9 — штифт (сталь 10, L60); 10 — соединение зубчатого колеса со щекой и диском (болт М8х46 с шайбой и гайкой, 8 компл.); 11 — корпус подшипника (сталь, круг 48, 2 шт.); 12 — основание корпуса подшипника (сталь, лист s8, 2 шт.) 13 — самоустанавливающийся подшипник 80203 (2 шт.).

Ведущие зубчатые колёса вырезаются острым ножом из листовой резины или боковины покрышки от трактора К700; нужно только поливать водой места реза для смазки. Метод точного вырезания состоит в том, что сначала изготавливается металлический шаблон звёздочки с отверстиями для крепления. Затем на ось надевается резиновая заготовка с шаблоном, притягивается штатными болтами и вырезается.

Как уже было отмечено, основное отличие монтажа гусеницы на раме «Топтыгина» от прежних снегоходов в том, что расположение приводного вала значительно выше, чем натяжная ось (для её крепления к раме приварена даже дополнительная накладка). Такое конструктивное решение заметно увеличило проходимость снегохода.

Для монтажа гусеничного блока на раме в первую очередь размечаются и сверлятся отверстия для болтов крепления корпусов подшипников ведущего вала. Затем по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления задней натяжной оси и в полке накладки прорезаются продолговатые отверстия (пазы) для натяжения-ослабления гусеницы путём перемещения корпусов подшипников.

toptigin 07m

Узел натяжной оси:
1 — каток (резина, лист s25, 2 шт.); 2 — ось (труба d42×32); 3 — прижимной диск катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 4 — щека катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 — косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — наконечник вала (сталь, d42, 2 шт.); 7 — соединение катка со щекой и диском (болт М8х46 с шайбой и гайкой, 8 комплектов); 8 — корпус подшипника (сталь, d48, 2 шт.); 9 — основание корпуса подшипника (сталь, лист s8, 2 шт.) 10 — самоустанавливающийся подшипник 80203 (2 шт.).

Натяжение гусеницы производится перемещением корпусов подшипников (при ослаблении их крепёжных болтов) ведомого вала (а точнее — задней оси) резьбовыми натяжителями по продолговатым отверстиям (пазам) в накладке лонжерона рамы.

Здесь же хочу отметить, что корпуса подшипников приводного вала и натяжной оси смонтированы на лонжероне рамы в разных уровнях и «зеркальном отображении»: первые два установлены сверху на горизонтальной полке уголка, а вторые прикреплены к горизонтальной полке накладки снизу. Это обеспечило нужное превышение положения приводного вала с ведущими звёздочками по отношению к натяжной оси с катками.

toptigin 08m

Опорная лыжа:
1 — полоз (фанера s10) 2 — подошва (полиэтилен лист s5); 3 — опора кронштейна (сталь, лист s5, 4 шт.) 4 — сайлентблок (от автомобиля «Ока», 4 шт.); 5 — стойка опорного кронштейна (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — подкос (сталь, труба d12, 2 шт.); 7 — заклёпка (алюминий d3); 8 — подкладная шайба (сталь, компл.).

toptigin 09m

Поддерживающая лыжа:
1 — полоз (дюралюминий, лист s10); 2 — опора кронштейна (сталь, лист s5); 3 — сайлент-блок (от автомобиля «Ока»); 4 — заклёпка (алюминий, d5).

Опорная лыжа. У неё также несколько функций: она распределяет нагрузки на всю площадь контакта со снегом (как через траки, так и непосредственно сама в промежутках между ними); является направляющей для гусеницы и поверхностью скольжения для траков.

Опорная лыжа изготовлена из обыкновенной берёзовой фанеры толщиной 10 мм, пропитана горячей натуральной олифой. Можно изготовить опорную лыжу из металлического листа и окле-пать по периметру полиэтиленовыми полосами толщиной 10 мм.

Отличным материалом для облицовки нижней поверхности опорной лыжи является листовой полиэтилен. При его использовании обеспечивается низкое трение и как следствие — малый износ траков.

Опорная лыжа в сборе крепится к раме через сайлент-блоки. Резиновые упругие элементы в них гасят вибрацию и удары от плотных снежных и особенно ледяных комьев, спасая деревянные траки от поломки.

Одним из важных условий монтажа опорной лыжи на раме являются параллельность её боковых краёв оси симметрии рамы и обязательное расположение её подошвы ниже катков ведомого вала на 15—20 мм.

toptigin 10m

Рулевая лыжа:
1 — полоз (бакелитовая фанера s10); 2 — подошва (полиэтилен, лист s5); 3 — опора кронштейна (сталь, лист s5); 4 — ушко кронштейна (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 — подрез (дюралюминиевый уголок 40×40, 2 шт.); 6 — подкос (труба d10); 7 — заклёпка d5 с нижней потайной головкой; 8 — стальная подкладная шайба.

Передние (рулевые) лыжи — разные по ширине. Правая из них (по ходу движения) — на 20 мм шире левой для компенсации массы несимметричного расположения силового агрегата и промежуточного вала. Основа лыжи, как и у опорной, — водостойкая 10-мм фанера. Носок лыж нагревался паяльной лампой и загибался. В этом положении был укреплён трубчатым подкосом, к которому цепляется антиклевковая пружина. Подошва обшита полиэтиленовым листом толщиной 5 мм, за неимением подобного капронового. К каждой лыже приклёпаны по паре краевых подрезов из дюралюминиевого уголка 40?40 мм.

Читайте также:  Как сделать дырку в cd диске

Наклонное расположение поворотных кулаков и направляющие подрезы из уголка на подошвах лыж позволяют легко маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге. Для защиты рамы от ударных нагрузок и повышения комфортабельности езды на стойки поворотных кулаков надеты достаточно жёсткие демпферные пружины.

Для улучшения характеристик двигателя механическое зажигание было заменено электронным. Двухлопастный радиальный вентилятор охлаждения крепится на удлинённый болт ротора зажигания. Просто и очень надёжно!

«Топтыгин» оборудован одной передней фарой, вмонтированной в дюралюминиевую облицовку-капот моторного отсека, и задними габаритными огнями.

Ветровое стекло с подобранным углом наклона направляет встречный воздух поверх шапки водителя. Также происходит подача прогретого воздуха от цилиндра двигателя в область ног и рук вентилятором принудительного охлаждения.

Управляющие лыжи изготовлены из обыкновенной 10-мм фанеры, пропитаны олифой, окрашены и обшиты снизу листовым полиэтиленом. Изгиб носовой части достигается путём динамичного прогрева заготовки паяльной лампой, обильным орошением водой и плавным подгибом в приспособлении. После остывания фанеры лыжа готова для дальнейшей сборки. Опорная пластина, уголки и ушки крепления лыжи к поворотному кулаку выполнены зацело. Трубчатые упоры предохраняют лыжи от поломки; служат удобными ручками при кантовании снегохода и креплением оттяжных пружин. Оттяжные пружины спасают от клевков и врезаний в снег при переездах через снежные препятствия.

Параллельность управляющих лыж и подрезов на их подошвах — обязательное условие лёгкости управления и повышения проходимости снегохода по снежной целине. Регулировка параллельности лыж выполняется резьбовыми муфтами на рулевых тягах.

toptigin 11m

Рулевое управление:
1 — руль; 2 — рулевой вал; 3 — сошка; 4 — рычаг поворотного кулака (2 шт.); 5 — регулируемая тяга (2 шт.); 6 — регулятор-наконечник (2 шт.); 7 — приваренная гайка (2 шт.); 8 — контргайка (2 шт.); 9 — поворотный кулак (2 шт.); 10 — подшипник скольжения поворотного кулака (бронза, 2 шт.); 11 — пружина сжатия (2 шт.); 12 — сайлентблок (от а/м «Ока», 2 шт.); 13 — опорный кронштейн рулевого вала; 14 — кронштейн фиксации рулевого вала на переднем портале рамы; 15 — штифт (2 шт.); 16 — траверса рамы (труба d36); 17 — втулка поворотного кулака (труба d42,2 шт.); 18 — подшипник скольжения (бронза, 4 шт.).

Передний капот-обтекатель изготовлен из листового дюралюминия, облицовка инструментального ящика под сиденьем, пол, а позднее и боковые щитки гусеницы — из бакелитовой 4-мм берёзовой фанеры. Крепёжные ушки облицовки привариваются по месту.

Сиденье изготовлено из фанерного основания, поролона и прочного непромокаемого кожзаменителя. Крепится сиденье к инструментальному ящику крючком и болтом с барашковой гайкой.

Во многом «Топтыгин» повторял конструктивные решения предыдущих снегоходов типа «Мысль», но это — от авторского взгляда на предмет и, в общем-то, достаточно удачной конструкции прототипа. Но по сравнению с «Топтыгиным» все «Мысли» были чем-то вроде его масштабных моделей. Мощный двигатель придал этому «медведю-шатуну» хорошую динамичность, две поворотные лыжи — манёвренность, а длинная и широкая гусеница — завидную проходимость по снежной целине.

toptigin 12m

toptigin 13

Первые пробные испытания этой же зимой (а точнее ранней весной) стали и последними. Снег как-то неожиданно быстро растаял. Следующего же обильного снега пришлось ждать до начала декабря. Лишь в декабре следующей зимы провёл полные испытания по покрывшимся снегом полям и лесам. Они-то и показали, что вновь внедрённая в конструкцию мягкая рессорная подвеска опорной лыжи не оправдала надежд. Проходимость оказалось не на высоте! Управляемость — непредсказуемая! Да к тому же и двигатель запускался с трудом.

Автор: А. Матвейчук, г. Заводоуковск, Тюменская обл.
http://patlah.ru

© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
О том как сделать своими руками
Adblock
detector